Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 23. Метод опроса




Цель: изучить процедуру проведения анкетирования, интервью.

План:

1. Анкетный опрос: понятие, виды.

2. Структура построения анкеты.

3. Классификация вопросов, используемых в анкетировании.

4. Интервьюирование как разновидность метода опроса: понятие, виды, этапы организации интервью.

1. Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

Специфика опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Ответы на предлагаемые респондентам вопросы и образуют первичную социологическую информацию. Для сбора первичной социологической информации используются интервью и анкетирование. Оба метода основаны на единых принципах конструирования вопросов и различаются преимущественно по степени формализованности опросника, а также процедуре опроса.

Анкетирование в социологическом словаре трактуется как один из основных видов опроса, осуществляемого путём опосредованного общения социолога и респондента.

В.Г.Гречихин указывает, что Анкетный опрос – это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.

По мнению В.А.Ядова опрос по анкете предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причём они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетёра (прямой опрос).

Социологическая анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа.

В современных социологических исследованиях используется несколько видов анкетирования, анкетирование раздаточное, почтовое и прессовое.

При раздаточном анкетировании респондент получает анкету непосредственно из рук социолога. Этот вид опроса гарантирует добросовестное заполнение анкеты, почти полный их возврат.

Почтовое анкетирование – это распространение анкет путём почтовой рассылки. Недостатком этого вида анкетного опроса является низкий процент возврата анкет, что снижает ценность исследования.

Прессовое анкетирование – вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати.

Учёные выделяют групповой и индивидуальный виды анкетирования.

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учёбы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются для опроса включённые в выборку респонденты.

Обычно один анкетёр работает с группой из 15–20 человек. Анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учёбы) респондентов, а время возврата заранее обговаривается.

2. Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: Программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.

Второй принцип – непременный учёт специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории.

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.

Четвёртый принцип – смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объёма. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – ещё сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один–два), после чего – завершающая «паспортичка».

Последовательность смысловых разделов анкеты следующая:

1. Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, – гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе её возврата.

Надо популярно объяснить цель опроса, не прибегая к «учёным словам», и так, чтобы заинтересовать респондента. Необходимо подчеркнуть активную позицию самого респондента, например: «Ваши суждения помогут улучшить работу в такой-то области».

В большинстве случаев подчёркиваются гарантии анонимности анкетирования: «Это исследование проводится исключительно в научных целях, и собранные данные будут использованы в обобщённом виде».

2. Вступительные вопросы выполняют две функции: 1) заинтересовать респондента и 2) максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Наиболее удобны для этой цели вопросы событийного содержания: несколько слов из трудовой биографии (где приобрёл специальность, менял ли работу), описание трудовых операций и т.д.

3. Основные вопросы. Их содержание полностью определяется целями и задачами исследования. Лучше всего, если каждой отдельной задаче соответствует определённый блок вопросов. В анкете вопросы блока могут следовать один за другим, а могут быть и рассредоточены среди вопросов других блоков.

4. Заключительные вопросы. Эти вопросы должны снимать психологическое напряжение у респондента, позволить ему почувствовать, что сделана большая и нужная работа. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного–двух.

5. «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Сюда чаще всего включают вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст, образование, профессию, социальное происхождение, семейное положение и т.д.

6. Заключение – выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса.

3. Все вопросы, используемые в анкетах, классифицируют: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (закрытые, открытые и полузакрытые); по функции (основные и неосновные).

1. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

2. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя «паспортичку» или социально-демографический блок вопросов.

3. Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта, который совпадает с его мнением.

Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на вопросы типа «да–нет», альтернативные и «вопросы–меню».

Альтернативный вопрос – это такой вопрос, в котором респонденту предлагается выбор только одной из формулировок. Например.

Как часто Вам удаётся смотреть фильмы?

1.1. Раз в месяц

1.2. Раз в неделю и чаще

1.3. Практически всегда, когда показывают

Одной из разновидностей альтернативного вопроса, является шкальный вопрос. Например,

Как оценили работу Вашего клуба за прошлый год?

Очень хорошо 5

Хорошо 4

Средне 3

Плохо 2

Очень плохо 1

«Вопрос–меню» – это такой вопрос, в котором респонденту предлагается набор ответов с правом выбора нескольких. Например:

Если Ваша работа отмечалась, то как именно:

1.1. почётной грамотой.

1. 2. денежной премией.

1.3. в печать.

1.4. на радио.

Открытые вопросы – это такие вопросы, когда респонденту не предлагаются никакие варианты ответов, и он может ответить так, как желает.

Полузакрытые вопросы – это такие вопросы, когда в перечне позиций предлагаемых ответов есть позиции «другое».

Прямой вопрос – это вопрос, который позволяет получить прямую информацию от респондента (например: «Удовлетворены ли Вы своей работой?»).

Косвенные вопросы – это такие вопросы, которые позволяют получить необходимую информацию не прямо, а посредством серии вопросов. Они чаще всего выражаются в следующей форме: «Принято считать, что.… А как думаете Вы?»

Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть. Для того, чтобы отделить интересующую исследователя часть респондентов от всех других, и задаётся вопрос-фильтр. Скажем, при изучении аудитории какой-то газеты в анкету включается блок вопросов о чтении конкретного номера газеты, полученного накануне опроса. Этот содержательный блок открывается вопросом-фильтром: «Теперь поговорим более подробно о вчерашнем номере газеты. Знакомились ли Вы со вчерашним номером (такой-то газеты)?»

Таким образом, вопросы-фильтры используются тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента, т.е. определяет, являются ли респонденты теми людьми, которые ему нужны.

К контрольным вопросам исследователь прибегает тогда, когда преследует цель проверить искренность ответов респондентов. Они могут ставится и перед, и после основных вопросов. Допустим, что основной вопрос такой: «Знаете ли Вы о своих правах, предусмотренных в договоре Вашего коллектива с предприятием?» Контрольный вопрос, который следует за ним: «Какие из них Вы считаете наиболее важными?»

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

4. Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Специфика интервью состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

В социологии существует множество определений этого метода, причем каждое из них акцентирует внимание на чем-то особенном.

Например, по мнению Ядова В. А., интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически. Но это определение охватывает, пожалуй, лишь формализованные интервью, т. к. предполагается определенный заданный план.

Более общим кажется определение, которое дает Добреньков В. И.: «Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом». Из этого видно, что автор концентрирует внимание в первую очередь на беседе как основе интервью.

В отличие от анкетного опроса, где достоверность информации зависит в основном от составленного вопросника, в процессе интервьюирования она определяется эффективностью взаимодействия интервьюера и опрашиваемого. Сфера применения интервьюирования чрезвычайно широка и разнообразна: оно используется в журналистике, статистике, социологии, психологии, педагогике, экологии, криминологии, менеджменте и т.п. Специфика социологического интервьюирования состоит в том, что его целью является получение информации об особенностях социальных явлений и процессов, о действующих в обществе социальных общностях. Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью); 2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостиница, ресторан и др.), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спецификой предмета исследования. По производственным вопросам лучше всего опрашивать интервьюируемого в служебном помещении, по бытовым - лучше делать это в домашних условиях. Желательно проводить интервью с глазу на глаз, так как присутствие третьего лица (ещё хуже нескольких лиц) может повлиять на искренность ответов респондента; кроме того, посторонние могут вмешиваться в беседу. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно разместить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мнениями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно подчеркивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, а не общее Ваше мнение". Поскольку главным действующим лицом, от которого зависит полноценность и достоверность получаемой информации в процессе интервьюирования, является интервьюер, к нему предъявляются повышенные требования. Интервьюер должен быть, во -первых, хорошо образованным (иметь высшее образование) и эрудированным (человеком, ибо в процессе общения с интервьюируемым ему приходится вести беседу не только по исследуемой проблеме, но нередко и по проблемам, близким, а порой и не имеющим отношения к исследованию.

Во-вторых, он должен быть общительным, уметь завязать разговор, вести его непринужденно, а в случае необходимости - повернуть его в нужное русло.

В-третьих, интервьюер должен хорошо знать тему и цель интервью, технику интервьюирования.

В-четвертых, он должен уметь запомнить и в разговорной манере воспроизвести довольно обширные тексты вопросника, в случае необходимости скорректировать формулировку некоторых вопросов или их последовательность.

В-пятых, интервьюер должен быть дисциплинированным и честным по отношению к выполняемой работе.

Опыт показывает, что в условиях современной нестабильности и криминогенной социально-экономической ситуации женщины - интервьюеры пользуются большим доверием, чем мужчины, особенно, если интервью проводится в домашних условиях. Однако в процессе интервьюирования между мужчинами устанавливаются более неофициальные отношения, чем между женщинами, а это повышает качество получаемой информации. Мужчины - интервьюеры предпочитают работать с опрашиваемыми мужчинами, а женщины готовы интервьюировать респондентов обоего пола. Значительная разница в возрасте между интервьюером и опрашиваемым может отрицательно сказаться на результатах, поэтому не рекомендуется направлять молодого интервьюера опрашивать пожилых людей. Существенное значение имеет внешний вид интервьюера, скажем для беседы в учреждении больше подходит официальная одежда, для беседы в квартире - более свободная. Поэтому в процессе подготовки интервью серьезное внимание уделяется подготовке интервьюеров, в большинстве случаев для них разрабатывается подробная инструкция, проводится обучение - тренинг.

Очень важно в зависимости от целей и задач исследования применять различные типы интервьюирования, каждый из которых может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.

По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

Свободное (нестандартизированное) интервью— это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственными работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на стадии научного поиска, уточнения проблемы исследования, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих выводов исследования, разработке практических рекомендаций. Данный вид интервью затруднителен как для интервьюера, который тратит много времени и усилий на фиксирование полученных ответов, так и для интервьюируемого, которому приходится тратить много времени на обдумывание вопросов и формулирование ответов. Сложной и трудной является последующая обработка и кодирование полученных материалов вследствие большой их индивидуализации. Поэтому в социологических исследованиях он проводится значительно реже других. К тому же его способен провести только высококвалифицированный социолог - профессионал. Эффективность полученных материалов в таком случае бывает очень высокой, поскольку интервьюируемые высказывают, как правило, очень содержательные положения, позволяющие иногда существенно скорректировать первоначальный замысел исследования и предварительные его гипотезы.

Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких сотен или тысяч, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интервьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них. Эта разновидность интервью сводит к минимуму возможные индивидуальные отклонения от предварительно разработанного стандартного плана беседы как со стороны интервьюера, так и со стороны респондента.

Полустандартизированное интервью - такой способ получения информации опрашиваемых, в котором сочетаются особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов - экспертов по изучаемой проблеме.

По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1) индивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фокусированные.

Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.

Групповое интервью - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.

Панельные интервью представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме.

Глубинное интервью - это интервью, ориентированные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми.

Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации (телевидения, радио, прессы) на опрашиваемых.

По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом.

Важное значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования: 1) запись во время беседы, в том числе и дословная, с применением стенографии; 2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после проведения интервью (чаще всего применяются при проведении свободных интервью); 3) механическая звукозапись с применением магнитофона. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемой соглашается вести беседу при включенном магнитофоне.

Кодирование результатов интервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера.

Интервьюирование очень часто применяется в едином процесс социологического исследования вместе с анкетированием.

У истоков применения анкетирования и интервьюирования находится вполне определенная общественная потребность, которая может воплотиться в форме заказа социологическому исследовательскому центру со стороны определенного органа управления, предприятия, фирмы, банка, учреждения образования и культуры, здравоохранения и т.п. Эта потребность может воплотиться в явном или неявном виде в научном интересе, а также в экономической (финансовой) заинтересованности социолога или группы социологов в получении новой эмпирической информации по новой, только что возникшей или уже существовавшей ранее проблеме. Вот тогда-то и формируется первый этап развертывания прикладного социологического исследования - разработка заказа. Цель данного этапа - определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема информации, необходимой для выполнения полученного заказа, установление уровня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и, основных этапов исследования.

Второй этап — разработка программы исследования, главными компонентами которой является четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), уточнение направленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это - наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.

Третий этап - разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).

Четвертый этап - конструирование выборки социологического исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инструментария.

Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.

Шестой этап - проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной документации.

Седьмой этап - сбор первичной социологической информации методом анкетирования и/или интервьюирования.

Восьмой этап — компьютерная обработка данных, полученных в процессе анкетирования и интервьюирования.

Девятый этап - логический анализ, обобщение и теоретическое осмысление результатов исследования, формулирование основных выводов и практических рекомендаций.

Десятый этап - подготовка отчёта о результатах исследования и предоставление отчета заказчику.

Одиннадцатый этап - консервация материалов исследования (включение их в машинный или распечатанный архив данных для использования в дальнейших исследованиях, особенно мониторинговых и лонгитюдных), публикация итогов и основных выводов исследования в прессе, т.е. доведение их до массовой аудитории. Только получив отражение в прессе, других средствах массовой информации, материалы прикладных социологических исследований становятся достоянием широкой общественности и могут оказать влияние, как на управленческие решения, так и на оценки, ориентации и поступки различных групп населения. Тем самым они включаются в ткань социологии как науки и помогают ей реализовать "свои основные социальные функции.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийное сопровождение (ноутбук, видеопроектор, акустические системы).

Список литературы:

1. Кульсеева Т.Г., Молчанова Л.Н. Социологический практикум. – Курск, 2006.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2000.

3. Основы прикладной социологии. Под редакцией Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М., 1996.

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. – М., 1988.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.