Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторно-практическое занятие № 2




Анализ программ и учебников

для 5-9 классов

 

Лабораторно-практическое занятие № 1

Тема: Анализ программ по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений

1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений как основной документ, определяющий цели, задачи и содержание обучения.

2. Типология современных программ по русскому языку.

3. Структура программ и принципы их построения (расположение в них учебного материала).

4. Анализ и характеристика программ, соответствующих стабильным и параллельным учебным комплексам по русскому языку для 5-9 классов.

5. Практическая направленность преподавания русского языка в школе. Формирование умений и навыков.

6. Вопросы развития речи учащихся (формирование их коммуникативной компетенции) в современных программах по русскому языку.

 

Практическое задание:

Подготовить аннотацию одной из программ по русскому языку, отметив сформулированные составителями цель, задачи преподавания русского языка, указав особенности структуры программы, принцип ее построения.


 

Тема: Анализ учебных и учебно-методических комплексов, учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений (2 часа)

1. Учебник как ведущее средство обучения. Его основные функции и значение. Понятие об учебном и учебно-методическом комплексах (УК и УМК) и федеральном комплекте учебников.

2. Характеристика стабильного УК по русскому языку для 5-9 классов.

3. Анализ и характеристика параллельных УК по русскому языку: под ред. В.В. Бабайцевой; под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта..

4. Учебники по русскому языку нового поколения: под ред. П.А. Леканта; под ред. А.А. Леонтьева.

 

Практическое задание:

Подготовить письменный анализ одного из учебных комплексов (учебников) по русскому языку, включающий описание: его структуры; принципов подачи теоретического материала в учебниках для разных классов и его соотношения с практическим материалом; видов упражнений и практических заданий; системы работы по развитию речи; системы повторения; характера дидактического (текстового) материала, его образовательной (информационной) и воспитательной ценности; наглядности, принятых условных и графических обозначений.

 


Программа по русскому языку

5–9-й классы

Допущено Министерством образования и науки РФ

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучева

* Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО А.А.Леонтьева.

Пояснительная записка

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка* показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**.

* Леонтьев А.А. и др. Методические основы согласования стандартов по русскому языку для общего среднего и высшего образования. – М., 1998 (рукопись).
** «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации. – М.: Баласс, 1999, с. 20–25.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина*) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

* Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы. – В кн.: «Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа». – М., Баласс, 2004, с. 189.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Формирование у учащихся языковой интуиции.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы*.

* См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Моя любимая Азбука. – М., Баласс, 1996–2003; Русский язык (первые уроки). – М., Баласс, 1997–2003; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М., Баласс, 1997–2003.

Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией, знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; все остальные, частные и конкретные, знания выводятся из этих общих знаний как из своей единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения (см. труды Л.А. Тростенцовой и др.), при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе*. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» (5-й класс) вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. В течение всего последующего времени (5–9-й классы) эти понятия конкретизируются, представление о них обогащается новым знанием.

* См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М., Педагогика, 1990.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы*.

* См. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002.

Структура курса русского языка в 5–9-м классах
Курс подразделяется на две части:
1) 5–7-й классы;
2) 8–9-й классы.
В центр первой части «Слово в языке и речи» (5–7-й классы) поставлено слово.
Во введении в этот курс (5-й класс) содержатся понятия: язык и речь, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматиче-ское значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как «строительный материал» предложения, стилистическая окраска слова; орфограмма, опознавательные признаки и условия выбора орфограмм; пунктуационно-смысловой отрезок.
Основная часть курса 5–7-й кл. содержит следующие темы:
– слова со значением «предмет»;
– слова со значением «действие» или «состояние»;
– слова со значением «количество»;
– слова со значением «признак»;
– слова со значением «признак признака»;
– слова со значением «признак действия»;
– слова со значением «дополнительное действие».
Такая подача материала с опорой на общеграмматическое значение слова позволяет целенаправленно развивать у учащихся сознательную рефлексию над языком.
Материал по орфографии и пунктуации дается в связи с изучаемыми темами.
В 8–9-м классах изучается курс синтаксиса русского языка.
Материал излагается линейно.
Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.
Орфография и пунктуация изучаются рассредоточенно.
В 5–9-м классах осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
В связи с решением Правительства РФ о переходе в 2007 г. на 12-летнее обучение часть данной программы дана в двух вариантах: 1) 8–9-й классы (для девятилетней основной школы), 2) 8–10-й классы (для десятилетней основной школы).


«Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов» ( Баранов, Ладыженская, Шанский)

В «Объяснительной записке» к программе выделяются специальные цели преподавания русского языка, такие как формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

В конце программы каждого класса в специальном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

В программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу, а также дается распределение количества часов по темам программы.

«Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов» (под ред. Бабайцевой).

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в 3-х частях).

В основе программы линейный принцип подачи материала.

Уже в 5 классе в полном объеме изучаются разделы «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» и начинается основной курс морфологии.

В программе нетрадиционна последовательность изучения некоторых тем, особенно морфологии. После имени сущ. Изучается глагол (создание грамм. основы). В качестве особой группы выделяются слова состояния.

Большое внимание уделено повторению пунктуационного и орфографического материала.

«Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов» (Разумовская, Капинос, Львова, Богданова, Львов)

В программе усилена речевая направленность курса, что способствует, по мнению авторов, воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.

5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность;

8-9 классы нацелены на освоение системного курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.