Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика изучения лексики и фразеологии




4.

3.

1.

Воспитание звуковой культуры речи учащихся

Методы и приёмы изучения фонетики

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Учёт диалектных особенностей при изучении фонетики.

3. Методы и приёмы изучения фонетики.

4. Группы слов для фонетического анализа.

 

ИКТ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА» ДЛЯ 5 КЛАССА В ФОРМЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

Фонетика как раздел науки о языке изучается в 5 классе. Вместе с орфоэпией. По замыслам методистов, учитель должен познакомить школьников с 10 основными орфоэпическими правилами. Но эти правила не записаны в учебнике. Рассмотрим их:

1) правило произношения безударной гласной [о], т.е. в I предударной позиции [о] близко к [а] – в од а, к о рыто;

2) на месте буквы «е» в I позиции слышится и с призвуком э;

3) произношение [г] взрывное в сильной позиции;

4) произношение [к] в слабой позиции вместо буквы «г» (снег);

5) произношение сочетаний чн, чт, сч (счастье, конечно, скучно, коричневый, что, чтобы);

6) произношение окончаний прилагательных, местоимений, числительных в Р.п. ед.ч. (красивого);

7) произношение «ться»;

8) произношение твёрдых ж, ш (исключение: жюри, брошюра, парашют);

9) произношение сочетаний зж, жж (позже, дрожжи);

10) произношение заимствованных слов (бассейн, рейс, ателье, шоссе).

 

Воспитанию звуковой культуры учащихся способствуют скороговорки. Они нравятся детям и отрабатывают артикуляцию. Полезно в школе работать над темпом речи, силой голоса и высотой тона.

Упражнения на отработку темпа речи: «Скажи медленно, быстрее, быстро…»

Упражнения на отработку силы голоса: «Скажи так, чтобы слышала только я, а не класс, чтобы слышали до 3 парты, чтобы слышал весь класс».

Работать над высотой тона надо на примере распространенных предложений, где главным словом будет то, на которое падает логическое ударение.

2.

При обучении русскому языку в условиях местного диалекта или просторечия перед учителем ставится задача: преодолеть фонетические отклонения от орфоэпических норм литературного языка.

В Курской области характерны:

1) ошибки в произношении гласных (яканье), вставка лишних или их пропуск: «купалася»;

2) «г» фрикативный –[ ﻻ ] вместо [г], в слабой позиции [х] вместо [к] – «друх»;

3) замена [ф] на [хв] – фуфайка – «хвуфайка»;

4) замена [в] гласным – всё – «усё», «унук»;

5) твёрдое произношение конечных губных мягких согласных - морковь – «морков»;

6) смешение [щ] и [ч] человек – «щеловек» и др.

Методисты выдвинули принципы обучения в диалектных условиях:

1) учёт диалектных особенностей местного говора;

2) воспитание внимания к звуковой стороне речи;

3) активная тренировка органов речи.

 

Методы и приёмы обучения в диалектных условиях Курской области

1) отработка звука [г]. Четко произнести пары слов: кот-год, корка-горка, икра-игра.

2) Четко произнести: гул, гусь, гвоздь, трогать, луга, гудок, гром и т.д., следя за тем, чтобы [г] произносился мгновенно.

3) [г] в слабой позиции: друг, рог и т.д. Следить за тем, чтобы конечный не тянулся.

4) Заучить наизусть пословицы, поговорки, следя за произношением [г]. Например: Прыг скок на порог; Говори, говори, но не заговаривайся; На горе гогочут гуси, под горой огонь горит».

5) Работа со звуком [ф] вместо [хв] скороговорки: Фофанова фуфайка Фифеле впору; Фараонв фаворит на сапфир сменял нефрит; У Фили были, Филю же побили.

6) При обучении в диалектных условиях полезна работа с орфоэпическими словарями и запись слов в свои словарики. В условиях Курской области ученики испытывают затруднения при постановки ударений в таких словах: арб у з, дос у г, ср е дства, стол я р, цыг а н, цеп о чка, балов а ть, повтор и м и др.

7) Фонетическая транскрипция.

 

При изучении фонетики широко используют следующие методы и приёмы:

1) Метод фонетического разбора

Разбор – это метод закрепления или повторения сведений по лингвистике. Различают разбор полный и частичный.

В учебниках русского языка помещены планы полного разбора, требующие от учащихся изложения школьной программы по данному разделу. Полный разбор проводится для повторения всего изученного по теме. Частичный разбор требует указания только одного грамматического значения языкового факта. Он проводится в процессе изучения темы для закрепления изучаемых грамматических понятий. Частичный разбор может проводится такими приёмами:

· Приём рассуждения;

· Приём графического разбора (в фонетике – транскрибирование).

Приём рассуждения состоит в том, что ученики, приписывая данному языковому факту то или иное значение, доказывают своё утверждение ссылкой на правило.

Например: В слове «ель» буква «е» обозначает 2 звука [йэ], т.к. эта буква написана в начале слова. В слове «лето» буква «е» обозначает [е] и мягкость предыдущего согласного звука [л,], потому что эта буква написана после согласной буквы.

2) Метод наблюдения.

Он состоит в том, что учащиеся под руководством учителя наблюдают языковой факт, вычленяя его из устного или письменного текста.

Метод наблюдения проводится при изучении фонетики 2 приемами:

- слушание

- имитирующее чтение.

П риём имитирующего чтения – это основное средство развития навыков выразительного чтения. С помощью этого приёма совершенствуют дикцию учащихся и способность к правильным модуляциям голоса при произнесении.

3) Метод видоизменения.

Учащиеся не только наблюдают, но и видоизменяют текст по определённому заданию учителя. Здесь используется прием транскрибирования.

4) Метод конструирования.

Учащиеся сами подбирают языковой материал для конструирования. Здесь используется приём выразительного чтения.

5) Аналитические упражнения

Задание: Расставить ударения в данных словах, пользуясь по необходимости словарями; разделить данные слова на слоги; выписать слова только с твёрдыми согласными или только с мягкими согласными; распределить данные слова на 3 колонки: с учётом количественного соотношения между буквами и звуками.

 

Группы слов для фонетического анализа

1. Буквенный состав тождественен звуковому (маршрут, дом).

2. Слова с оглушением конечного согласного (труд, враг).

3. Группа слов с гласными после шипящих (жил, шёл, чёрный).

4. С гласными первого предударного слога, обозначающиеся буквой о или е или я. (вода).

5. Слова с мягким знаком (тень, печь).

6. Слова с необозначенной мягкостью (кузнец, костёр, постель).

7. Слова с буквами е,ё,ю,я в начале слова и после гласной, Ъ и Ь (Обезьяна съела моё яблоко).

8. Слова с буквами е,ё,ю,я после согласного.

9. Слова с непроизносимым согласным.

10. Слова с озвончением или оглушением (сделал, встал).

11. Заимствованные слова (свитер, фонетика).

12. Слова с долгими звуками (ссора, сшить).

 

Домашнее задание

Сделать конспект урока на тему «Двойная роль е,ё,ю,я». Выделить цели, оборудование по плану:

Ход урока

1. Орг.момент (2 мин.)

2. Повторение (5-10 мин).

3. Объяснение нового материала (10 мин.)

4. Закрепление изученного (15 мин.)

5. Подведение итогов (5 мин)

6. Домашнее задание (3 мин.)


Содержание школьного курса лексики и фразеологии.

Методы и приёмы работы при изучении лексики.

1. Содержание школьного курса лексики и фразеологии.

2. Методы и приёмы работы при изучении лексики.

3. Работа по предупреждению лексических ошибок и недочетов в школе.

Оборудование: компьютерные презентации учителей и учеников к урокам на темы: «Фразеологизмы» в 6 кл., интегрированного урока в 5 классе по теме: «Лексика»; сочинение о слове «Победа»; презентация ученика 9 класса об происхождении отчества на Руси и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.