Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концентрация производства и продавцов на рынке




 

При выделении отраслевых рынков одним из основополагающих факторов, определяющим их различие, является концентрация продавцов (производителей). Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что по отношению к такой категории, как концентрация, формируются два основных подхода: согласно первому из них, в теории отраслевых рынков выделяют концентрацию самого производства, согласно второму – концентрацию производителей. Рассмотрим данные подходы более подробно.

Концентрация производства – это одна из форм организации производства, при которой наблюдается сосредоточение производства недиверсифицированной продукции на крупных предприятиях (часто в процессе слияния и поглощений компаний).

Основной целью концентрации производства является его механизация и автоматизация, ведущая к возникновению эффекта масштаба производства, который за счет снижения общих издержек производства обеспечивает рост прибыльности и эффективности предприятия.

Если же рассматривать концентрацию производства в неразрывной связи с концентрацией капитала, то можно отметить, что данная тенденция ведет к укрупнению самих предприятий и монополизации рынка.

Основными показателями концентрации производства являются:

- доли предприятий, представленных на данном типе рыночной структуры, в общем объеме выпускаемой продукции;

- начальная и остаточная стоимости основных производственных фондов;

- среднесписочная численность персонала.

Концентрация производителей – это количество фирм, функционирующих в данной отрасли рынка. Например, в чистой монополии отрасль представлена одной фирмой, а в совершенной конкуренции общее число фирм не поддается количественному измерению. При этом зависимость между количеством производителей и уровнем концентрации прямая: чем меньше количество продавцов, тем выше уровень концентрации, и следовательно, тем менее конкурентен рынок.

Однако это не означает, что при одинаковом количестве фирм на двух рынках уровень концентрации производителей также будет одинаковым. В данной ситуации необходимо учитывать размер каждой фирмы в отрасли: уровень концентрации будет меньше на том рынке, на котором фирмы в меньшей степени отличаются друг от друга по размеру.

Таким образом, концентрация продавцов и концентрация производства неотделимы друг от друга. Возникает понятие общей концентрации на рынке, которая характеризуется следующими элементами:

- количеством производителей на рынке;

- долей объемов производства в отраслевой продаже готовой продукции.

Стремление к концентрации напрямую связано со стремлением фирм к максимизации прибыли и предопределяет тенденцию к формированию зависимости между ними.

Процесс концентрации на рынке может протекать следующим образом:

1) Собственное независимое расширение предприятия, увеличение его размера путем создания дополнительных отделов, филиалов или производственных структур.

2) Интеграция, добровольное или насильственное объединение с другими предприятиями.

Концентрация производства и производителей на рынке ведет к формированию таких структурных элементов, как тресты, концерны, картели, конгломераты и др.

Картель - это неформальное объединение в рамках олигополии предприятий, принадлежащих одной отрасли с целью выработки единой стратегии поведения на рынке. Для картеля характерен добровольный договорной характер объединения при сохранении права собственности участников на свои предприятия, а также хозяйственная и финансовая самостоятельность.

Наиболее известной разновидностью картельного соглашения является синдикат – объединение предприятий с целью формирования единых каналов сбыта, путем создания общего сбытового структурного подразделения (обычно в форме ОАО или ООО). Основная цель синдиката - расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска продукции внутри синдиката и цены на внешних рынках сбыта продукции. При этом в рамках одного синдиката может наблюдаться конкурентная борьба по вопросам, не связанным со сбытом продукции.

Трест – это объединение предприятий в единый производственный комплекс, в котором они теряют свою хозяйственную, финансовую и юридическую самостоятельность. Формирование трестов характерно для вертикально интегрированных структур, объединяющих последовательные стадии технологического процесса: от добычи сырья до сбыта готовой продукции.

Консорциум – это временное объединение предприятий, фирм, научных и проектно-конструкторских организаций, органов государственной власти для совместного проведения крупных мероприятий в сфере производства, финансов, капитального строительства, экологии, науки при сохранении хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельности [10].

Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, характерное для выхода фирм на международные рынки. Объединенные в концерн предприятия сохраняют свою юридическую самостоятельность, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (т.е. теряют хозяйственную самостоятельность).

Промышленные узлы - это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и местного территориального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность [25].

Холдинг - это предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий, которые становятся дочерними фирмами холдинга. В холдинге проводится единая политику и осуществляется единый контроль за соблюдением интересов дочерних фирм. Особенностью холдинга по сравнению с другими формами концентрации является то, что во-первых, ни одна дочерняя фирма не может владеть акциями холдинговой компании, а во-вторых одновременно с концентрацией производителей наблюдается процесс диверсификации производства - развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции.

Объединяет рассмотренные структуры тот факт, что предприятия на рынке формируют и проводят в большей или меньшей степени (в зависимости от формы объединения) единую политику и совместно воздействуют на рынок, усиливая свое положение на нем.

Процесс концентрации по-разному протекает в различных отраслях экономики и не является бесконечным: превышение оптимального для данного рынка размера предприятия ведет к негативным для его деятельности последствиям: снижению рентабельности, рассогласованию интересов участников объединения, неэффективному распределению ресурсов, усложнению процессов управления. Основным ограничителем концентрации на рынке выступает государство, которое проводит антимонопольную политику и может даже остановить процесс концентрации, если он сопровождается монополизацией данного рынка.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.