Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Ланкастера

Модель Дж. Бертрана.

В отличие от Э. Чемберлена, Дж. Бертран исследовал дифференциацию продукта в условиях олигополии (дуополии).

Условия модели:

1) В отрасли действую две фирмы, выпускающие дифференцированную продукцию.

2) Предельные издержки данных фирм одинаковы.

3) Понижение цены одной из фирм приведет к переключению части потребителей на данный товар.

4) Фирмы действуют независимо друг от друга.

5) Прямая эластичность спроса на товар отрицательна, перекрестная эластичность – положительна.

В этих условиях, если цена фирмы 1 достаточно велика по сравнению с ценой фирмы 2, то объем спроса на товар фирмы 2 будет равен нулю. Однако, при небольшой разнице в ценах, часть потребителей останется верна товару фирмы 1. В данном случае эта приверженность будет определяться лояльностью потребителей фирме (марке товара). Чтобы обе фирмы получали положительную прибыль, равновесные цены должны превышать предельные издержки.

Но каждая из фирм знает: если они обе одновременно повысят цены, то прибыль возрастет. Поэтому у фирм появляются стимулы к формированию кооперированной олигополии, к согласованию своих действий.

При координировании своих действий, оптимальные цены будут превышать равновесные.

В отличие от ранее рассмотренных моделей, модель Ланкастера предполагает появление доминирующей фирмы на рынке. Если на рынке присутствуют две фирмы, производящие соответственно товары А и Б с одинаковой полезностью для потребителя (U(A)=U(B)), то третьей фирме, для того, чтобы занять доминирующее положение, необходимо выпускать товар с полезностью, превосходящей полезности двух предыдущих марок:

 

U(D) > U(A) и U(D) > U(B) (5.1)

 

В этом случае потребители переключатся на ее товар, а две оставшиеся фирмы потеряют спрос.

Другой вариант данной модели предполагает, что доминирующая фирма изначально присутствовала на рынке и выпускала товар В, а предпочтения потребителей (лояльность) не одинаковы. В этом случае будут различаться и эластичности спроса: спрос на товар доминирующей фирмы будет менее эластичен. Цель доминирующей фирмы будет заключаться в том, чтобы используя и углубляя продуктовую дифференциацию, переманить потребителей двух оставшихся фирм. Данной цели можно достигнуть, производя новую марку товара (F), которая должна занять промежуточное положение на рынке так, чтобы:

 

U(А) < U(F) < U(В) (5.2)

 

Тогда потребители, ранее лояльные доминирующей фирме не изменят своих предпочтений в потреблении товара (будут покупать товар В, так как его полезность выше), а потребители товара А переключаться на потребление товара F, так как его полезность для них выше.

Следует отметить, что изложенные модели отличаются упрощенностью анализа, в действительности – это сложные математические модели.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель дифференциации продукта Э. Чемберлена | Горизонтальная дифференциация продукта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.