Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа вертикальной интеграции




ТЕМА 6 ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КОМПАНИЙ

 

Закономерным процессом развития российской экономики является формирование вертикально-интегрированных структур, позволяющих, укрепить хозяйственные связи; оптимизировать ресурсные потоки по наиболее эффективным направлениям бизнеса; стимулировать повышение эффективности по всем направлениям; рационализировать систему взаимных расчетов с партнерами; повысить конкурентоспособность бизнеса на внутреннем и внешнем рынке.

Динамичность внешней среды, развитие конкуренции, активизация процессов глобализации и либерализации рынков, технологический прогресс – все это предопределяет необходимость и эффективность формирования вертикально-интегрированных структур в российской экономике.

Существует несколько подходов к определению понятия «вертикальная интеграция», концентрирующих внимание на различных его аспектах, но преимущественно на степени контроля одной фирмы над другой, который возникает в результате интеграции различных стадий цепочки добавленной стоимости.

Вертикальная интеграция – производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого конечного продукта: поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта [26].

Вертикальная интеграция – это процесс включения в структуру компании фирм, которые связаны с ней единой технологической цепочкой, либо слияние стадий производства единой технологической цепи и установление контроля одной компании над ними. При этом стадия производства понимается как процесс, в результате которого к первоначальной стоимости продукта присоединяется добавленная стоимость, а сам продукт перемещается по цепочке к конечному потребителю [31].

Практически каждая фирма функционирует на основе интеграционных процессов, воплощающихся в производственном цикле продукции, и в системе водящих и исходящих партнерских отношений (покупка сырья, реализация продукции через организации торговли). В целом рост и развитие фирмы часто подразделяется на три основных этапа:

- одиночный бизнес;

- вертикальная интеграция;

- диверсификация в другие виды бизнеса.

Однако, такой рост находится под влиянием «закона» уменьшающегося возврата при увеличении «степени диверсификации», согласно которому после некоторой точки процесса экстенсивной диверсификации, вертикальной интеграции и интернационализации бизнеса доходы на единицу вложенного капитала падают, так как компания в первую очередь направляет свои ресурсы в наиболее прибыльные благоприятные возможности, а в менее прибыльные – ограничивают, что сдерживает возможности роста фирмы.

Эволюция выбора стратеги вертикальной интеграции шла по пути достижения экономии от масштаба (начиная с XIX века), обеспечения устойчивых поставок важных вводных ресурсов (середина ХХ века), экономии операционных издержек как способа уменьшения совокупных затрат для снижения рыночной власти поставщиков и покупателей (модель пяти сил конкуренции М. Портера). К концу ХХ века, в результате роста интенсивности конкуренции, стала ярко проявляться вертикальная дезинтеграция, связанная с уменьшением уровней вертикальной интеграции в крупных корпорациях из-за распространения и использования информационных технологий, и, как следствие уменьшения размера фирмы и снижения операционных издержек («Закон Коуза» – «закон убывающей фирмы»).

Выбор стратегии вертикальной интеграции, основывается на результатах ответов на следующие вопросы: Получит ли фирма экономию от интеграции за счет более дешевых ресурсов и снижения цены на выпускаемую продукцию? Какие благоприятные возможности внешней среды будут способствовать реализации процессов вертикальной интеграции в фирме и росту их эффективности? Есть ли реальная потребность в увеличении масштабов фирмы?

Таким образом, вертикальная интеграция – процесс формирования вертикально-интегрированных структур, т.е. компаний, включающих кроме стадии производства, еще и производство сырья и/или реализацию конечной продукции.

В зависимости от направления вертикальной интеграции выделяют следующие ее формы.

Вертикальная интеграция назад (обратная вертикальная интеграция) предполагает рост фирмы за счет приобретения, либо усиления контроля над поставщиками, либо создания дочерних структур, осуществляющих снабжение; с целью обеспечения стабильности поставок, качества и цены конечного продукта, а значит и роста собственного объёма прибавочной стоимости, снижения зависимости от колебаний цен на комплектующие и запасы поставщиков (например, фирма, занимающаяся сборкой, вертикально интегрируется с поставщиком комплектующих для сборки).

Вертикальная интеграция вперёд (вперед идущая интеграция) направлена на рост фирмы за счет приобретения, либо усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи, и далее последующего сервиса и ремонта.

Сбалансированная вертикальная интеграция характерна для компаний, стремящихся получить контроль над всеми компаниями, которые обеспечивают всю производственную цепочку от добычи и/или производства сырья до точки непосредственной реализации потребителю, и формирующих полный вертикально-интегрированный холдинг.

В зависимости от степени вертикальной интеграции выделяют следующие ее типы:

– полную интеграцию, когда объединяются все этапы технологической цепочки;

– частичную интеграцию, объединяющую отдельные части входящих элементов технологической цепочки и производство остальных собственными силами, а закупки комплектующих осуществляются у других предприятий;

– квазиинтеграцию, требующую меньше капиталовложений и дающую большую свободу действий, путем создания стратегических альянсов между предприятиями без перехода прав собственности. При этом применяются следующие формы квазиинтеграции: долгосрочные контракты; совместные предприятия и стратегические альянсы; лицензии на право использования технологий; владение активами; франчайзинг.

На практике вертикальная интеграция чаще всего существуют в двух формах − производственной контрактации и интеграции собственности. Производственная контрактация характеризуется тем, что фирма-интегратор заключает долгосрочные контракты с производителями или первичными дилерами до начала производственного цикла, где жестко фиксируются параметры законтрактованной продукции, технология ее производства, сроки поставки и цены, поставщик ресурсов для производства продукции.

Интеграция собственности (корпоративная интеграция) предполагает расширение прав собственности на две и более стадий производства и сбыта продукции, при котором фирма-интегратор получает в собственность часть активов интегрируемых агентов и может владеть и другими предприятиями производственной цепочки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.