Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы диверсификации фирм




Мотивы фирм к диверсификации

Эволюция развития вертикальной интеграции, с выраженной последовательностью технологических связей, с усложнением комбинации производств, не связанных непосредственно технологически, приводит к диверсификации. Диверсификация как рыночное понятие в общем виде представляет собой стратегию снижения риска путем добавления активов, продуктов, услуг, клиентов, рынков к портфелю компании. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.

Выделяют следующие мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов предпринимательской деятельности путем диверсификации (рисунок 6.1) [12].

Таким образом, диверсификация создает предпосылки организационно-экономического характера для развития наиболее конкурентоспособных форм и направлений производства компании, ведет к оптимизации и повышению конкурентоспособности бизнеса, а также к его финансовой устойчивости. Диверсификация производства становится подвижной и гибкой частью воспроизводства, что делает предприятие более чувствительным к изменениям внешней среды, чутким к восприятию новых потребностей рынка, а, следовательно, готовым к завоеванию новых сегментов рынка, отраслей, регионов.

 

 

Компании обращаются к диверсификации чаще всего тогда, когда они создают финансовые ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса.

Обычно разделяют связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной (рисунок 6.2) [12].

 

 

Рисунок 6.1 – Мотивы и цели диверсификации

 

 

 

 

Рисунок 6.2 – Классификация диверсификации фирм

 

Связанная диверсификация означает развитие продуктов или рынков, связанных с основным профилем деятельности компании. Различают следующие три формы связанной диверсификации:

– диверсификация в поставки, означает развитие деятельности, обеспечивающей входные потоки в компанию (например, производство заготовок, оборудования и т. п.);

– диверсификация в продвижение, относится к развитию деятельности, связанной с выходными потоками (например, транспорт, доставка, ремонт, обслуживание);

– горизонтальная диверсификация, предполагающая развитие продуктов-заменителей либо продуктов, дополняющих уже производимый ряд.

Несвязанная диверсификация означает развитие продуктов или рынков, не связанных с основной деятельностью компании, и дает следующие преимущества: использование избыточной наличности или доходов; использование незагруженных мощностей и других ресурсов; избавление от существующего бизнеса; распределение рисков.

В зависимости от широты охвата территории различают:

– узкую диверсификацию, осуществляемую в пределах национальной социально-экономической системы;

– широкую диверсификацию, сопровождающуюся проникновением в международные производственные системы.

Выделяют прямую и косвенную диверсификацию. Косвенная диверсификация развивается при финансовых и управленческих ограничениях, прямая – при существовании дополнительных условий к расширению производства.

В отечественной практике развитие получили горизонтальная, вертикальная и концентрическая диверсификации. Первая представляет собой производство множества товаров, близких по производственно-технологическим, снабженческим и сбытовым условиям в рамках существующего производственно-рыночного потенциала. Вертикальная диверсификация является следствием увеличения «глубины» товарной программы (на основе дифференциации товарной номенклатуры и рынков сбыта производимой продукции). Концентрическая диверсификация базируется на организации новых направлений деятельности и производстве новой продукции, для которой необходимы модернизированные технологии.

В зависимости от возможности получения синергетического эффекта при использовании стратегии диверсификации выделяют два основных типа диверсификации – синергетическую диверсификацию и конгломератную диверсификацию. Синергетическая диверсификация основана на идее о том, что диверсификация должна осуществляться путем выхода за рамки промышленной цепочки фирмы, и поиска новых видов деятельности, дополняющих существующие в технологическом или коммерческом плане с целью получения эффекта синергизма. Конгломератная диверсификация, выражается в переходе фирмы в область, не связанную с текущим бизнесом фирмы, к новым технологиям и потребностям рынка.

 

Таблица 6.1 – Классификация вариантов диверсификации

 

Технология Сырье и материалы Сбыт Тип диверсификации
+* + + Полная горизонтальная диверсификация (расширение спектра продуктов)
+ + - Горизонтальная диверсификация (географическое расширение)
- + + Вертикальная диверсификация: прямая и обратная
+ - + Горизонтальная диверсификация на основе технологии и сбыта
+ - - Горизонтальная диверсификация на основе технологии
- - + Вертикальная прямая диверсификация
- + - Вертикальная обратная диверсификация
- - - Несвязанная диверсификация

*(+ связанная; - несвязанная)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.