Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные модели промышленной политики




России

Антимонопольные законы США, Европейского союза и

 

Антимонопольное законодательство содержит описание нелегальной практики, что имеет ключевое значение для эффективности антимонопольного законодательства. Несмотря на общие цели, содержание антимонопольных законов в разных странах может довольно существенно различаться.

Сравнительный анализ содержания антимонопольных законов в США, с одной стороны, и Европейского союза и России, с другой, необходимо предварить важным замечанием. Антимонопольное законодательство в США разработано в рамках англосаксонской системы права. В этой системе прецедент, т.е. отдельное, но новаторское, важное решение суда, может стать основой для последующего решения аналогичных дел. В странах англо-американской системы законы, составляющие основу одного и того же направления экономической политики, могут быть разрозненны и тематически не связаны. Роль судьи в трактовке содержания закона выше, чем в континентальной традиции.

Напротив, антимонопольное законодательство Европейского союза и России существует в рамках континентальной традиции кодифицированного права. В этой системе большую роль играет содержание закона, в отличие от прецедента. Конечно, прецеденты оказывают влияние на правоприменение, однако в отличие от англосаксонской системы, в аналогичных делах судья не может ссылаться на прецедент так же, как на закон. Противоречия в кодифицированном законодательстве не допускаются, высоки требования к непротиворечивости отдельных законов друг другу.

Первым и самым известным антимонопольным законом США является закон Шермана (1890)[3]. Закон Шермана включает восемь параграфов, центральными являются два первых: в соответствии с первым нелегальными признаются договоры, в том числе тайные, ограничивающие торговлю и хозяйственную деятельность, со вторым - монополизация (попытки монополизации) торговли.

Антимонопольное законодательство США возникло в специфических исторических условиях. Технологический прогресс второй половины XIX в. привел к развитию крупных компаний, обладающих преимуществом в издержках, и созданию поистине национальных рынков благодаря развитию системы железнодорожного транспорта. Одновременно два глубоких экономических кризиса (1873-1878 и 1883­-1886 гг.) создавали нестабильность, от которой в наибольшей степени страдали крупнейшие продавцы. В качестве метода предотвращения колебаний продаж и снижения риска убытков использовались соглашения о ценах, наносившие значительный ущерб покупателям именно из-за роста масштабов рынка и снижения издержек производства по сравнению с готовностью покупателей платить. Именно в этом контексте, во многом благодаря усилиям представителей мелких производителей и фермеров, в Конгрессе был принят первый антимонопольный закон. Период становления антимонопольного законодательства завершился принятием закона Клейтона (1914 г.), который установил режим предварительного согласования сделок слияний (незаконность слияний и поглощений, существенно ослабляющих конкуренцию), а также незаконность ценовой дискриминации, если она ограничивает конкуренцию, незаконность продажи на условиях отказа от покупки у конкурента и продаж «в нагрузку».

Другие важные антимонопольные законы применялись в дополнение к двум указанным. Так, закон Робинсона - Патмана (1936 г.) уточняет признаки незаконной ценовой дискриминации. Закон Целлера - Кефовера (1950 г.) дает более подробное описание того, что считается слиянием и включает в число незаконных ограничивающие конкуренцию вертикальные и горизонтальные слияния. Закон Харта - Скотта - Родино (1976 г.) уточняет процедуру предварительного контроля слияний. Помимо собственно антимонопольных законов, описывающих нелегальную практику, большую роль в антимонопольной политике играют методические рекомендации, разрабатываемые Министерством юстиции - например, важные для предварительного анализа слияний «Методические рекомендации по анализу горизонтальных слияний» (Horizontal Merger Guidelines).

На протяжении последних ста лет роль антимонопольной политики в США существенно менялась. В период между мировыми войнами антимо­нопольное законодательство применялось довольно либерально. Не последнюю роль сыграл тот фактор, что в период Великой депрессии государственная экономическая политика сама активно использовала методы установления цен соглашениями между участниками рынка. Например, закон «О справедливой торговле», один из краеугольных законов администрации Рузвельта, прямо предписывал заключение отраслевых соглашений, которые если не фиксировали отпускные цены, то во всяком случае безусловно облегчали их поддержание.

После Второй мировой войны на протяжении около тридцати лет роль антимонопольного регулирования в США, напротив, усиливалась. В немалой степени это происходило и под воздействием популярности концепции SCP. Очередной пересмотр жесткости антимонопольного регулирования пришелся на середину 1970-х гг. Во многих случаях антимонопольным органам и судам ставилось в обязанность доказательство того, что незаконные с точки зрения антимонопольного законодательства действия на самом деле приносят ущерб общественному благосостоянию. Это означало требование применять антимонопольное законодательство на основе «правила взвешенного подхода», к анализу которого мы обратимся ниже.

Основой антимонопольной политики Европейского союза является Римский договор (в редакции Амстердамского договора). Статья 81 (ранее 85) Договора в определенном смысле эквивалентна первому параграфу закона Шермана. Запрещаются соглашения и согласованные действия, предотвращающие, ограничивающие или искажающие конкуренцию в рамках общего рынка. Статья 82 (ранее 86) запрещает злоупотребление доминирующим положением; в определенном смысле она эквивалентна второму параграфу закона Шермана. Для применения этих двух базовых статей в ЕС разработаны многочисленные подзаконные акты, где конкретизируется описание нелегальной практики, условия применения законов, исключения из применения антимонопольного законодательства и др. Подзаконные акты обновляются Европейской Комиссией - исполнительным органом ЕС - сравнительно часто: большая часть действующих в настоящее время разработаны в течение последних десяти лет.

Антимонопольное регулирование на уровне ЕС возникло и развивалось вместе с другими институтами объединенной Европы. Основной целью антимонопольной политики считается обеспечение конкуренции в масштабах общего рынка и предотвращение ограничений экономической интеграции. Комиссия по конкуренции выполняет роль наднационального регулирующего органа, на который возложена в том числе функция противодействия «экономическому национализму» со стороны отдельных стран. При этом последовательно применяется принцип рассмотрения на уровне ЕС только дел, связанных с поведением крупнейших участников и затрагивающих экономику нескольких стран-участников.

В России первый антимонопольный закон - «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» - был принят в 1991 г. Поскольку его нормы распространялись только на товарные рынки, восемь лет спустя принимается закон «О защите конкуренции на рынках финансовых услуг» (1999 г.). Забавная с точки зрения мирового опыта ситуация, когда одни и те же принципы реализуются разными законами для разных видов деятельности, устранена недавно благодаря принятию закона «О защите конкуренции» (подписан Президентом РФ 26 июня 2006 г., вступил в силу 26 октября 2006 г.): теперь на разные виды экономической деятельности распространяются одни и те же нормы.

Сравнивая содержание антимонопольных законов в США и Евросоюзе, с одной стороны, и в России, с другой, необходимо отметить две важные особенности российского законодательства. Во-первых, российское законодательство определяет объект антимонопольной политики исключительно широко. Помимо трех традиционных направлений антимонопольного регулирования - предотвращение картельных соглашений, предотвращение злоупотребления доминирующим положением (в терминах антимонопольного законодательства США - монополизации) и антимонопольный контроль слияний - российский антимонопольный закон содержит нормы в отношении недобросовестной конкуренции, ограничений конкуренции со стороны государства, антимонопольных требований к государственным закупкам и предоставлению государственной помощи. Во-вторых, законодатель ставит цель исчерпывающего и непротиворечивого описания всех видов нелегальной практики в одном законе. Со временем признаки нелегальной практики описываются все более и более детализированно. Если закон «О конкуренции» (1991 г.) занимал приблизительно полтора печатных листа, то закон «О защите конкуренции» (2006 г.) - уже три с половиной. Среди антимонопольных законов зарубежных стран по объему с российским законом сравним только немецкий.

Российский антимонопольный орган, так же, как и зарубежные, помимо собственно закона, опирается на специальные методические документы, например «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке». Однако граница между законом и методическими рекомендациями смещена таким образом, что закон захватывает области, которые объективно могли бы входить в сферу методических рекомендаций. Подробное описание нелегальной практики в базовом законе, очевидно, является обоюдоострым орудием: с одной стороны, оно должно помогать применяющим закон идентифицировать нелегальную практику в различных формах. C другой стороны, участники системы правоприменения - добросовестно или нет - часто интерпретируют подробное изложение статей закона таким образом, что в законе должны быть описаны все возможные формы злоупотребления доминированием. Тогда любая практика, формально несоответствующая описанной в законе, воспринимается как легальная.

При этом следует отметить, что нелегальная практика описывается в российском законе хоть и более подробно, чем в базовом законе ЕС (ст. 81 и 82), но гораздо менее подробно, чем в подзаконных актах. И кроме того, обновление методических рекомендаций возможно гораздо с меньшими затратами времени, нежели обновление собственно антимонопольного закона.

 

 

Промышленная политика – это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей ит.д.), а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Субъектом промышленной политики является государство, причем не любая политическая власть, а государство современного типа – абстрактная корпорация, обладающая собственным юридическим лицом, отличным от личности правителей, включающая в себя правительственный аппарат и совокупность граждан, но не совпадающая ни с тем, ни с другим, имеющая четко определенные границы и существующая только на основании признания другими государствами.

Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем:собственник (или совладелец);поставщик (продавец) факторов производства;потребитель произведенной продукции;получатель налоговых платежей;регулятор рынков факторов производства и конечной продукции;регулятор деятельности производителя;арбитр в хозяйственных спорах;политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.

В качестве получателя налоговых платежей, регулятора и арбитра государство реализует властные полномочия, т.е. может осуществлять принуждение или угрозу принуждения. В других ролях оно выступает равноправным субъектом по отношению к другим участникам рынка и/или иностранным государствам.

Все перечисленные роли государства в отношении производителя предоставляют в его руки разнообразные инструменты (средства), которые могут быть использованы для проведения промышленной политики.Набор таких мер воздействия составляет инструментарий промышленной политики.

1) Регулирование прав собственности и корпоративных структур (блоки «Производитель товаров и услуг» и «Система управления»), включая:законодательство о собственности и об организационно-правовых формах производственных предприятий (ГК, законы об акционерных обществах, государственных унитарных предприятиях, о банкротстве, БК в части, посвященной бюджетным учреждениям, и др.);нормативные правовые акты, регулирующие управление государственным имуществом и государственным сектором (включая контроль над внебюджетными доходами организаций государственного сектора);нормативные правовые акты, регулирующие вопросы учета и отчетности (кроме налогового учета и отчетности);приватизация государственных предприятий и организаций;нормативно-правовые акты, регулирующие мобилизационную подготовку.

2) Политика в отношении рынка финансовых ресурсов (блок «Финансовые ресурсы»):регулирование финансовых рынков;бюджетные инвестиции;федеральные целевые программы и нормативные акты, их регулирующие;инвестирование средств федеральных государственных внебюджетных фондов;регулирование иностранных инвестиций;регулирование деятельности зарубежных финансовых институтов на территории страны.

3) Политика в отношении рынка земли и природных ресурсов (блок «Рынок земли и природных ресурсов»), включающая:размещение производительных сил, зонирование;регулирование землепользования и землеотвода;нормативно-правовое регулирование эксплуатации недр;реализация государственных прав собственности на недра;охрана окружающей среды;нормативно-правовое регулирование использования биологических ресурсов;реализация государственных прав собственности на биологические ресурсы.

4) Политика в отношении рынка труда (блок «Труд»), включающая: нормативно-правовое регулирование трудовых отношений;политика в отношении профсоюзов;техническое регулирование безопасности на производстве;регулирование сферы образования и переподготовки кадров и реализация образовательных программ;деятельность государственных служб занятости;регулирование иммиграции.

5) Политика в отношении рынков сырья, материалов, оборудования и т.д. (блок «Сырье, материалы, оборудование и т.д.»): регулирование организованных товарных рынков (сырьевых, энергетических и др.); таможенная политика в отношении импорта и экспорта сырья, комплектующих, оборудования и т.д.; регулирование рынка недвижимости; техническое регулирование, лицензирование, сертификация производства сырья, материалов, оборудования и т.д.

6) Политика в отношении рынка знаний, информации, технологий: регулирование оборота прав интеллектуальной собственности;политика в сфере государственного образования; государственная поддержка объектов и организаций информационной инфраструктуры – библиотек, электронных баз данных общего пользования и т.п.

7) Налоговая политика в отношении производителей, в т.ч.: общая величина налогового бремени; состав собираемых налогов и их основные характеристики (базы, ставки, нормы списания расходов и т.д.); способы налогового администрирования; специальные налоговые режимы.

8) Регулирование внутренних рынков продукции, включающее: регулирование цен и тарифов (в т.ч. тарифов на услуги инфраструктурных монополий); техническое регулирование; тарифное и нетарифное регулирование импорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.