Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскрытие психологических механизмов и методов работы консультанта на каждом этапе

 

 

Настоящее приложение должно дать обзор самого главного, что нужно для практики консультирования, подчеркивающий, что межличностная форма общения должна рассматриваться не про­сто как искусство или навык, но как прямая необходимость.

Мастерство в межличностном общении — большое дополни­тельное достоинство консультанта, прямая дорога к положению старшего и высокоуважаемого консультанта-практика.

1. Основные вопросы и проблемы. Межличностное общение жизненно важно по двум причинам: во-первых, оно связывает консультанта и клиента; во-вторых, служит мостом между руко­водством и персоналом организации-клиента для воплощения те­оретических концепций изменения в практику.

Обзор практики управленческого консультирования позволяет предположить, что при выполнении задания около 30% времени тратится в одиночестве на анализ проблемы и связанные с ним вопросы, а 70% - на общение с другими. Таким образом, для консультанта и его клиента общение составляет большую часть отпущенного на выполнение задания времени и затраченных усилий.

Умение слушать - наиболее важный компонент общения (на это уходит около 45% всего времени общения). Следующие по важности - разговор (30%), чтение (16%) и писание (9%)1. Беглый взгляд на эти цифры показывает, что три четверти времени ру­ководства уходит на межличностное общение - слушание и раз­говор. Учитывая, что консультант должен обеспечить знания в функциональной области и их практическое применение, неиз­бежно возрастает важность обучения такой форме общения. В учебных программах для консультантов этому посвящено до 20 % общего времени.

И наконец, понятно, что легкость общения делает возможным понимание и принятие новых идей, ну а это в конечном итоге и является главной целью задания по консультированию.

Общение - средство передачи знаний и изменения отношений. Диалог - его наиболее эффективная форма, играющая важную роль в консультационной работе. Он служит основанием для под­готовки письменных отчетов, которые всего лишь подтверждают ранее достигнутые соглашения.

Общение является также источником энергии для работы трех катализаторов развития управления сегодня: изменения техно­логии; изменения концепций и методов управления; взаимодейс­твия разных культур. Диалог - последнее звено в цепи, необхо­димой для воплощения этих явлений на практике. Кроме того, он является жизненно важной частью синергического эффекта, ко­торый объясняет, почему совместные усилия членов одной группы часто эффективнее индивидуальных усилий тех же самых людей.

Эдгар Шейн суммировал факторы, влияющие на способность человека "строить, сохранять и, если надо, восстанавливать пер­сональные отношения между двумя и более людьми", по следу­ющим девяти признакам:

1) самопознание и ощущение себя как личности;

2) чувствительность к восприятию другой культуры - способ­ность правильно расшифровать ценности других людей;

3) культурно-моральная скромность - способность не считать собственные ценности лучше или хуже чужих;

4) заданная активная ориентация на решение проблем - убеждение, что межличностные и межкультурные проблемы мож­но решить;

5) личная гибкость - способность принять различные реакции и подходы, которых потребуют обстоятельства;

6) умение вести переговоры - способность творчески исследо­вать различия, найти какую-то общую почву и решить проблему;

7) межличностный и межкультурный такт - способность ре­шать проблемы с людьми, не оскорбляя их достоинства, не унижая и не разрушая их "лица";

8) стратегии и навыки восстановления отношений - способ­ность возрождать, восстанавливать и воскрешать испорченные или разорванные личные отношения с другим человеком;

9) терпение2.

Основные преимущества включают: безотлагательность и контакт. Безотлагательность дает возможность поднять вопросы и получить ответы на соответствующие темы по мере появления в этом необходимости. Контакт позволяет яснее понимать произ­несенные вслух слова, ассоциируя их с сопровождающими эти слова жестами, интонациями и т.д., а значит, и правильно ин­терпретировать сказанное. Такая интерпретация необходима, поскольку 500 наиболее употребительных английских слов имеют более 14 000 различных значений (в среднем до 28 значений на каждое слово), что дает достаточный простор для возможных ошибок.

Одним из главных недостатков такой формы общения является то, что при этом не всегда происходит регистрация сказанного, а последующая интерпретация не всегда является честным воспро­изведением оригинальных сообщений, что обусловлено пробле­мами, порожденными искажением, пропуском, добавлением ин­формации и т.д. Чтобы уменьшить ошибки такого рода, следует помнить о следующем:

будьте кратки (постарайтесь минимальным коли­чеством слов выразить то, что вы желаете сказать);

помните об уместности (не смущайте вашу аудиторию, не сбивайте ее с толку);

делайте выводы (не полагайтесь на то, что вы правиль­но изложили посылки);

учитывайте уровень аудитории (говорите так, чтобы выразить своюмысль, а не произвести впечатление);

прибегайте только к своему собственному стилю раз­говора (нельзя показать себя тем, кем вы не являетесь, но при этом вы должны показать лучшее, на что способны).

2. Использование методов общения в консультировании. В консультировании диалог направлен либо на восприятие, либо на передачу информации. В течение всего жизненного цикла зада­ния, состоящего из начала, середины и конца, акцент для кон­сультанта обычно переносится с восприятия информации, на ее передачу. На начальных этапах консультант обычно полностью поглощен получением достоверной информации, а передача обы­чно ограничивается объяснением его присутствия в организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завершающий этап консультативных услуг | Методы восприятия информации на начальной стадии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.