Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Франчайзинг как способ организации и развития малого бизнеса

 

Франчайзинг - это метод построения сети, при котором все ее участники работают под одной торговой маркой и по общей системе. Это возможность быть независимым предпринимателем и при этом пользоваться всеми преимуществами эффекта масштаба и крупного игрока на рынке.

Слово франчайзинг (франшизирование) происходит от французского franchir, которое значит «освобождать». Сегодня оно имеет несколько разных значений в зависимости от отрасли. Некоторые даже называют франчайзинг отраслью самой по себе, будь то товар или услуга. Однако, типичная франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем - который позволяет покупателю (франчайзи, франшизодержателю, франшизиару) продавать товар или услугу продавца (франшизера, франшизодателя). Международная франшизная ассоциация (international franchise association) дает следующее определение:

Под франчайзингом понимается предоставление независимому предпринимателю на основе компенсации права пользования брэндом и концепцией бизнеса.

Франшизодатель или франчайзер, устанавливает определенные правила продажи продукта или услуги.

Франшизодержатель или франчайзи, получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии и экспертизу.

Франшиза представляет собой непрерывное взаимоотношение между франшизером и франчайзи, при котором все знания, производственные и маркетинговые методы предоставляются франчайзи за встречное удовлетворение интересов.

Неурегулированность процедуры регистрации договоров франчайзинга (коммерческой концессии) вынуждает оформлять франчайзинговые отношения комплексом договоров. Без такой регистрации договор коммерческой концессии недействителен. Поэтому отдельные части отношений выносятся в другие договора. В случае судебного рассмотрения можно руководствоваться основным договором или отдельными договорами.

На развитие франчайзинга также влияет общее законодательство по предпринимательству, например, по лицензированию, налогообложению, антимонопольное законодательство и др. В Украине эти нормы постепенно приближаются к европейским.

Одним из ярких примеров франчайзинга в области информационных технологий является деятельность такой известной российской фирмы как «1С». Фирма сумела подобрать два ключа, которые открыли дверь к успеху.

Первый – это индустриальный подход к разработке, тиражированию, продаже и поддержке программ.

Второй ключ – соответствие программных продуктов и партнерской сети по их распространению. Для «1С» программные продукты и партнерская сеть – две неразделимые составляющие бизнеса, развивающиеся по единому плану.

Франчайзинговая сеть партнеров-внедренцев создана и развивается фирмой «1С» для квалифицированного выполнения работ по обслуживанию пользователей системы «1С:Предприятие» и гарантирует качество оказываемых услуг. На сегодня эта сеть не имеет аналогов в России, она сформирована и развивается на базе коллективов, не просто продающих программные продукты, но и имеющих опыт до- и послепродажного обслуживания клиентов, внедрения, сопровождения, а зачастую и разработки программ. Фирмы-франчайзи работают под единой маркой «1С:Франчайзинг», имеют в своем составе аттестованных фирмой «1С» специалистов, что гарантирует высокое качество выполнения типового набора услуг, начиная от простой инсталляции и элементарной настройки прикладной конфигурации до интеграции программы с другими пакетами, обучения пользователей и постановки учета на предприятии в полном объеме.

Покупка франшизы - вариант для тех, кто желает инвестировать, но не вполне готов создавать собственный бизнес с нуля. Франчайзинг дает возможность снизить риски банкротства нового предприятия и уменьшить начальные инвестиции. С другой стороны, покупатель франшизы не столь свободен в действиях, как владелец собственного бизнеса. В западных странах франчайзинг рассматривается как лучший вариант продолжения карьеры для людей исполнительных, но не склонных к инициативе. В Украине развитие франчайзингового рынка привело к появлению профессиональных франчайзи - люди, которые ездят и покупают все новые и новые франшизы. У них есть помещения и они этим умело пользуются.

Для принятия окончательного решения необходимо получить исчерпывающие ответы на основные, фундаментальные вопросы:

  • как давно выбранная фирма работает по системе франчайзинга;
  • сколько и за какой период было проведено пробных операций по функционированию, можно ли ознакомиться с их результатами;
  • сколько у нее действующих франчайзи;
  • сколько франчайзи появилось за последний год работы фирмы;
  • можно ли получить адреса действующих франчайзи, связаться с ними и познакомиться;
  • какова деловая репутация и опыт руководителей этой фирмы;
  • сколько собственных денежных средств вложено фирмой в созданную ей систему;
  • какова организационная структура фирмы, каковы ее планы развития на ближайшие 5 - 7 лет;
  • какие банки ее обслуживают, их отзывы, аудиторские оценки;
  • является ли фирма членом ассоциации франчайзинга, если нет - то по какой причине.

Еще более конкретные вопросы потенциальный франчайзи должен задать франчайзеру по поводу практических взаимоотношений между ним и головной фирмой.

Каковы общие затраты я понесу, создавая предприятие в рамках предлагаемой мне системы:

§ сколько стоит франшиза;

§ какой оборотный капитал мне понадобится;

§ на какую валовую прибыль я могу рассчитывать;

§ сколько времени мне потребуется до достижения "точки окупаемости" моего предприятия;

§ кто берет на себя расходы по обучению персонала, его проживание, питание и проезд на этот период;

§ каковы размеры моих текущих отчислений на головное предприятие;

§ как происходит снабжение моего предприятия необходимыми товарами и есть ли на них дополнительные наценки;

§ когда мне понадобятся деньги на замену устаревшего оборудования, и на каких условиях будет производиться его замена;

§ как осуществляется рекламная поддержка моего предприятия со стороны головной фирмы;

§ как осуществляется связь моего предприятия с головным офисом, кто из его сотрудников будет со мной взаимодействовать, могу ли я с ним познакомиться;

§ каков порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности;

§ проводятся ли в вашей системе обучающие тренинги и семинары, какие учебные пособия и справочники я могу получать в процессе работы;

§ могу ли я рассчитывать на помощь головной фирмы в случае, если я не смогу решить какую - то проблему самостоятельно;

§ какие последствия могут возникнуть для моего предприятия, если головное предприятие обанкротится.

Принятие окончательного решения

Лишь тщательно оценив достоинства и недостатки франчайзинга и получив положительные ответы на все вопросы, поставленные перед самим собой и перед франчайзером, потенциальный франчайзи должен принять решение о своем участии в таком бизнесе.Остановимся на таком способе организации и развития малых предприятий, как франчайзинг, который выступает своеобразным способом консультирования.

Вложив свой капитал во франшизу или лицензию, которая дает возможность использовать торговую марку более крупной и известной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе, предприниматель получает возможность начать свой бизнес.

Главная привлекательность франчайзинговой деятельности, как вида управленческого консультирования, заключается в следующем:

Франшиза – это полная бизнес-система, которую франчайзер передает партнеру.

По этой схеме франчайзи получает готовый проект предприятия, за пользование которого платит вступительный взнос и определенный процент с оборота – роялти.

То есть за фиксированную плату типичный франчайзи получает консультации и содействие, которые в ином случае оказались бы слишком дорогостоящими. Это:

Стратегию маркетинга и рекламу;

Первоначальное обучение работников и подготовку в области управления;

Дизайн предприятия и его оборудование;

Технологии;

Постоянное консультирование по вопросам управления.

Таким образом франчайзинг оказывается удобным способом запуска бизнеса для тех, кто приобретает первый опыт в предпринимательстве, так как для франчайзи решены многие организационные и маркетинговые вопросы.

Пионером массового франчайзинга стала корпорация М.Дональдс. (1955г.).

Ну а в торговле до совершенства классическая схема франчайзинга доведена, скорее всего, компанией Бенетон. Владелец брэнда предоставляет обязательную концепцию магазина и контракт на закупку товара, а франчайзи платит роялти и закупает продукцию.

В отличие от многих других компаний Бенеттон не навязывает единый для всех ассортимент и предоставляет франчайзи значительную свободу.

В Украине возможности для развития системы франчайзинга огромны. По оценкам ТПП сегодня оперирует около 100 франчайзинговых систем.

Таким образом, система франчайзинга имеет большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть малых фирм и предоставляет услуги по вопросам консультирования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль и характер деятельности консультанта | Тема 9. Информационный консалтинг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.