Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС 10.Концентрация: причины, показатели и олигополия




1.1. Концентрация - понятие, используемое в связи с распределением фирм по размерам в отдельной отрасли или в экономике, а также в отношении территориального размещения промышленности. В первом случае концентрация определяет долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме производства в стране или на данном рынке. Когда речь идет о размещении производства, концентрация отражает степень локализации промышленности в конкретном районе. Концентрация рынка - степень преобладания на рынке одной или ​нескольких фирм. Чем больше уровень концентрации, тем ближе отрасль ​находиться к монополии. Коэффициент концентрации в олигополии равен ​60%.

Степень концентрации определяется тремя факторами:

· -технологией и издержками;

· -барьерами к входу в отрасль;

· -стратегическим взаимодействием.

Наиболее концентрированные отрасли, характеризуются гораздо более высоким уровнем расходов на рекламу на каждый доллар продаж. Отрасли с низкой степенью концентрации склонны расходовать гораздо меньше денег на рекламу.

Согласно общепринятому критерию, отрасли, в которых на долю 4-х крупнейших фирм приходится 59 и более процентов отраслевого выпуска, считаются высококонцентрированными. Для них характерна ситуация сильной олигополии - явное доминирование на рынке нескольких ведущих фирм. К таким отраслям, относятся: автомобилестроение, отрасль по производству фотографического оборудования, самолетостроение, шинная и парфюмерная промышленность.

В тех случаях, кода уровень концентрации меньше 25%, считается, что рынок относительно равномерно поделен между отдельными производителями. Поведение фирм на таких рынках в большой степени отвечает либо модели совершенной конкуренции, либо модели монополистической конкуренции. К таким отраслям, в частности, относятся издательское дело, молочная промышленность, производство безалкогольных напитков и др.

В отраслях с показателем рыночной концентрации в пределах 25 - 50% могут встречаться различные формы рыночной структуры: как олигополии, так и монополистической конкуренции. Уровень концентрации зависит от численности продавцов на рынке: он тем выше, чем меньше фирм функционирует на рынке. При одинаковом числе фирм на рынке уровень концентрации тем выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей. Для характеристики уровня концентрации применяют показатели (индексы) концентрации. Простейший показатель представляет обратную величину к числу фирм в отрасли. Другой показатель-коэффициент концентрации, рассчитывается как сумма рыночных долей первых крупных фирм, функционирующих на рынке:

-где s- рыночная доля фирмы. Индексы концентрации имеют значение для определения рыночной власти фирм в отрасли. Чем выше индекс концентрации, тем большей властью обладает небольшое количество фирм.

Для оценки немногочисленности предприятий-продавцов используется ряд различных показателей. Наиболее известным является индекс Херфиндаля-Хиршмана. Данный индекс дает базу для следующей классификации слияний:

1) Если HHI < 1000, то рынок характеризуется как неконцентрированный. В данном случае правительством допускается дальнейшее слияние фирм.

2) Если 1000 < HHI < 1800, то рынок оценивается как умеренно концентрированный, при ННI 1400 он оценивается как "угрожающе немногочисленный".

 

3) Если ННI > 1800, то рынок оценивается высококонцентрированным или "немногочисленным". В этом случае, как правило, дальнейшее слияние не допустимо при увеличении HHI на 100 пунктов.

2.. Олигополия - это рыночная структура, при которой на рынках товаров и услуг господствует относительно небольшое число фирм, производящих однородные или дифференцированные продукты.

Количество субъектов олигополии может быть разным. Все зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы. К олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 до 24 продавцов. Если на рынке существуют только два продавца – это дуаполия, частный случай олигополии. Верхний предел условно ограничивается 24 хозяйствующими субъектами, так как, начиная с числа 25, идет отсчет структур монополистической конкуренции. Олигополия может быть жесткой, когда на рынке господствуют 2-3фирмы и расплывчатой, при которой шесть и более фирм делят 70—80 % рынка.
По концентрации продавцов на рынке олигополии подразделяются на:

· плотные

· разрежённые

К первым относятся такие отраслевые структуры, где представлены 2-8 продавцов, ко вторым — более восьми хозяйствующих субъектов. В случае плотной олигополии возможны различного рода сговоры в отношении согласованного поведения продавцов на рынке в силу их ограниченного количества. При разреженной олигополии это практически невозможно.
Исходя из характера предлагаемой продукции олигополии можно подразделить на:

· неординарные

· дифференцированные

Первые связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продуктов. Они характерны для отраслей, в которых имеется возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

.3. Причины становления олигополии: • возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;

· владение патентами и контроль над сырьем;

· поглощение слабых фирм более сильными.

Такое поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала; поглощение - метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать олигополистом;

Эффект слияния это объединение предприятиями своей деятельности. Различают три типа слияния: горизонтально е, вертикальное и образование конгломератов.

Горизонтальное слияние - объединение фирм в пределах одной отрасли. При этом изменяется рыночная структура отрасли.

Вертикальное слияние - это объединение фирм, относящихся к разным отраслям по принципу технологической связанности производственных процессов.

Образование конгломератов происходит в том случае, когда фирма поглощает несвойственные ее отраслевому направлению производства и действует сразу на нескольких рынках. Фирма разнообразит свое производство путем слияния. В результате образуется конгломерат, объединяющий различные, не связанные между собой компании многих отраслей промышленного производства и других сфер экономики.

При слиянии нескольких фирм в одну новая фирма может добиться ряда преимуществ:

· возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам и т.д.;

· в научно-техническом прогрессе, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

Олигополии присущи следующие черты:

· наличие нескольких фирм, незначительное число производителей; • контроль над ценой, ограниченный взаимной зависимостью или значительный при тайном сговоре;

· наличие существенных экономических и юридических препятствий для вступления в отрасль;

· взаимозависимость, предполагающая ответные действия конкурента, особенно при проведении ценовой политики;

· неценовая конкуренция, особенно при дифференцировании цен.

Особенности олигополистической взаимозависимости позволяют определить типичные варианты: олигополия, не основанная на тайном сговоре; олигополия, основанная на соглашении; лидерство в ценах; ценообразование по принципу "издержки плюс".

Олигополия в большей степени распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности для дифференциации отраслевого товара. При олигополии в отрасли функционирует не одна фирма, а ограниченное число конкурентов. Выпуская дифференцированную продукцию, фирмы, образующие олигополию, конкурируют между собой с использованием неценовых методов, а на изменение спроса реагируют главным образом изменением объема производства.

Поведение олигополии в отношении цены и объема выпуска продукции различается. Ценовые войны доводят цены до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать этого, олигополии могут заключать тайные соглашения картельного типа, тайные джентльменские соглашения; согласовывать свое поведение на рынке с поведением лидера в отрасли.
Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.