Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы лидерства в малых группах




Структура социальной власти и влияния в малой группе – это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной. Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официально закрепленного социального влияния (если речь идет о формально организованной группе) и как неофициального (неформального) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

Группа, решающая какую-либо проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. В абсолютном большинстве литературных источников одним из условий эффективности деятельности группы называют наличие лидера, стиль лидерства.

Первоначально лидер трактовался как такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера «притязаний» лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Г.М. Андреева по этому поводу отмечает: «Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить как воспринимают лидера другие члены группы».

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность человека при решении группой совместных задач;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Лидер - это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Это человек, не являющийся официальным руководителем, но в силу своих личных качеств, профессиональных навыков пользующийся авторитетом в группе и оказывающий существенное влияние на ее поведение и деятельность.

Основные функции лидера – организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы – деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства – лидерство в деловой сфере (инструментальное лидерство) и лидерство в эмоциональной сфере (экспрессивное лидерство).

В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных:

- на решение групповых задач;

- на общение и взаимоотношения в группе;

- универсальных лидеров.

Общее лидерство в малой группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Понятие «лидер» приобретает полное значение лишь вместе с понятием «цель». Лидер, не имеющий цели, выглядит, по меньшей мере, нелепо. Неотъемлемым свойством лидера является, кроме того, наличие хотя бы одного последователя. Ведь иметь цель и достигнуть ее самостоятельно, в одиночку, явно недостаточно для того, чтобы называться лидером.

Группа, возглавляемая лидером и состоящая из самых разных людей, является организацией именно потому, что функционирует в рамках заданной лидером цели. Роль лидера является весьма определенной: обеспечить существование таких связей (взаимоотношений) в группе, которые наилучшим образом способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. В этом плане лидер – это элемент упорядочения системы.

Выполняя роль лидера, человек занимает главенствующее положение в группе, добиваясь этого ненавязчиво. Он часто обладает тем, что называется личным обаянием и авторитетом, то есть способностью заставлять других действовать, не применяя чрезмерно свою власть и права. Он должен обладать здравым умом, но блестящего интеллекта от него не требуется. При обсуждении групповых задач лидер определяет вопросы, которые нужно обсудить, и приоритеты. Обобщает прозвучавшие мнения и формулирует заключения группы. Он знает, в какой сфере деятельности каждый из членов группы силен, а в какой слаб, и направляет внимание и усилия людей на те вопросы, в разрешении которых они могут принести наибольшую пользу.

Что же определяет возможность человека стать лидером? Это, прежде всего, зависит от признания за ним другими людьми качеств превосходства, то есть качеств, которые внушают им веру в него и побуждают их признать его влияние на себя. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства.

К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективного лидера относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность.

Структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами. Другими словами влияние лидера в значительной степени зависит от ситуации. Подтверждение этому мы находим у известного психолога Д. Майерса, который считал, что для того чтобы появился лидер, необходимо, чтобы нужный человек оказался в нужном месте в нужное время.

Таким образом, лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

Лидер - это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Это человек, не являющийся официальным руководителем, но в силу своих личных качеств, профессиональных навыков пользующийся авторитетом в группе и оказывающий существенное влияние на ее поведение и деятельность.

ПСИХОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.Психология совершения преступления в составе преступной группы Совместное преступное действие нескольких лиц носит название соучастия, которое подразделяется на: - простое соучастие — совместное участие нескольких лиц в совершении преступления, т.е, соисполнителество, без распределения ролей;- сложное соучастие, при котором каждый из соучастников выполняет строго определенную для него в преступлении роль (исполнитель, пособник, подстрекатель, руководитель); - соучастие в стабильно созданной и действующей преступной группе, которая является наиболее опасной для общества, т.к. такое соучастие характеризуется, стабильностью, устойчивостью криминальных связей и т.п. В преступных группах личность полностью принимает преступную направленность группы, разделяет ее преступные мотивы и цели достижения задуманного. Поэтому личность старается оправдать ожидание ее членов и лидера такой преступной группы. Следует заметить, что именно в преступной группе у ее членов понижается чувство ответственности, а доминирует вседозволенность, безнаказанность и групповая защищенность. Причем у некоторых членов такой группы появляется повышенное рвение к отстаиванию своего достоинства и достоинства ее членов, в такой группе у колеблющихся также вырабатывается чувство превосходства по отношению к окружающим людям.Психология организованной преступности. Организованная преступность представляет собой устойчивую организованную преступную группу, кот-ая имеет соответствующую материальную базу и связи во властных структурах для незаконного обогащения и самозашиты от контроля общества. Организованная преступность для успешной реализации поставленных перед ней криминальных задач имеет значительные связи и в высших кругах государственной власти, что намного повышает ее общественную опасность. Именно поэтому организованная преступность наносит серьезный урон устоям гос-ного управления, влияя на массовое правосознание и подрывая возможности функционирования правового гос-ва и соответствующих цивилизованных экономических отношений. Организованная преступность подразделяется на следующие группы: примитивно организованные, в состав которых входит не более 10 человек и которые занимаются такими преступлениями, как рэкет и мошенничество; среднеорганизованные преступные состоят из нескольких десятков человек, каждый участник такой группы имеет узкую специализацию (боевики, исполнители, телохранители, финансисты и т.п.). Видом их деятельности являются такие преступления, как устойчивый рэкет, контрабанда и наркобизнес. Такие группы теснейшим образом связаны с управленческим аппаратом; высокоорганизованное преступные — имеют весьма сложную организацию, состоят из нескольких тысяч человек, в таких группах существует специальная служба контроля, информации, межрегиональных связей, а главное тесное взаимодействие с коррумпированными правоохранительными органами, от которых они получают соответствующую информацию. Основной целью этих групп является получение высоких прибылей криминальным путем.Полученные ими сверхприбыли поступают на счета зарубежных банков, а также инвестируются в крупную отечественную и зарубежную недвижимость. Следует подчеркнуть, что резкое возрастание уровня организованной преступности привело к формированию нового типа современного преступника, который при совершении преступления, например, может использовать знание экономики, права, ряда технологических процессов, а способы совершения таким преступником преступных деяний связаны с использованием им последних достижений техники. Руководители современных преступных групп отличаются весьма высокими организаторскими способностями, имеют аналитический ум, а каждый пятый руководитель преступной группы — высшее образование. Очевидно, что вместе с модернизацией общества модернизируется и преступный мир.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.