Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства общения




Как уже говорилось, в средствах общения выделяют два крупных класса: вербальные и невербальные средства.

Общение, основным средством которого является слово, называется вербальным. Главным средством здесь является язык.

Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки. Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения, и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. Необходимо иметь в виду, что помимо общего для всех значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл.

Когда общение формализовано, в словах и поступках людей наиболее важным является их общепринятое значение. Если же в общении человек выражает свои собственные чувства и взгляды (не формализованное общение), то для собеседника, помимо общепринятого значения, важным становится личностный смысл знаков.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей опосредованная языком. Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Поэтому речь используется для координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.

Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую (операционально-техническую) и внутреннюю, затрагивающую личностно-смысловое содержание.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях и фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия:

- коммуникативная активность в группе общения;

- интенсивность действий в общении;

- инициативность в общении;

- технико-коммуникативное мастерство общения.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Внутренняя и внешняя стороны общения формируют стиль общения индивида, определяемый как индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят свое выражение:

- особенности коммуникативных возможностей человека;

- сложившийся характер отношений с конкретными людьми и группами;

- психологическая или социальная индивидуальность человека;

- особенности партнера по общению.

Социальные психологи отмечают следующие стили общения: творчески продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, выразительность слов и смысл, вложенный в них.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная и спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53% («говорим голосом, беседуем всем телом»).

В невербальные средства общения входят:

1. Кинестика - внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика - движения мышц лица, жестика - жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика - моторика всего тела: позы, осанка, поклоны, походка.

2. Такесика - прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика - расположение людей в пространстве при общении: выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

- интимная зона;

- личная или персональная зона;

- социальная зона; - публичная зона.

Источниками информации о партнере по общению являются, прежде всего, лицо, мимика, жесты, позы, походка человека.

Главное, что отражается на лице человека, в его мимике – это эмоции. Существует семь основных эмоциональных выражений – конфигураций мимики: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение или презрение и интерес.

Люди с достаточной точностью объясняют это мимические конфигурации. При этом необходимо иметь в виду, что основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Значительное количество информации могут дать глаза. Прежде всего обращают внимание на размеры зрачков. При дневном свете зрачки расширяются или сужаются в зависимости от настроения. При возбуждении, приподнятом настроении зрачки расширяются в четыре раза больше, чем при обычном настроении. При мрачном настроении зрачки значительно сужаются.

Учеными установлено: существует реальная возможность получать достоверную информацию о состоянии внутреннего мира человека по его внешним проявлениям. Любое переживание человека так или иначе проявляется в его внешнем облике, мимике, жестах, позах, интонациях голоса и др. В процессе общения люди более 65% информации о партнере получают посредством наблюдения за ним. Необходимо пристальное внимание на рассогласование между словами и жестами.

Коммуникация в процессе общения предусматривает, что индивиды в ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами, настроениями и пр. Это и есть информация человеческой коммуникации, в ходе которой информация не просто передается, а и формируется, уточняется, развивается.

Коммуникативная функция общения между людьми имеет свою специфику. Во-первых, общение - это не просто обмен или движение информации. Здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых выступает активным субъектом. Схематично коммуникация может быть представлена как интерсубъектный процесс (S=S), как субъект-субъектные взаимоотношения активного обмена информацией, в ходе которого совместно постигается предмет общения.

Во-вторых, обмен информацией предусматривает взаимовлияние субъектов, предполагает психологическое воздействие на поведение партнера с целью его изменения.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда субъекты обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования, т.е. говорят на одном языке, когда знаки и закрепленные за ними значения известны всем.

В-четвертых, для общения характерны коммуникативные барьеры, носящие социальный или психологический характер. С одной стороны, это различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание, порождающее разную интерпретацию одних и тех же понятий. С другой стороны, барьеры могут носить чисто психологический характер, вследствие индивидуальных особенностей личности, (застенчивость, скрытность, недоверие, несовместимость и т. п.).

Коммуникативный процесс включает пять элементов:

1) кто передает сообщение;

2) что передается (сообщение, текст);

3) как передается (канал);

4) кому передается;

5) с каким эффектом.

Таким образом, общение – это сложный многосторонний процесс, его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она в них вносит, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.