Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность мышления как познавательного процесса




ПЛАН

  1. Сущность мышления как познавательного процесса
  2. Типы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
  3. Речь как инструмент мышления и средство общения

Процесс познания человеком окружающей действительности осуществляется в единстве и взаимосвязи его ступеней — чув­ственной и логической.

Чувственная форма познания реализуется в ощущениях, вос­приятиях и представлениях, логическая — в понятиях, суждениях и умозаключениях. Чувственное познание дает человеку сведения о конкретных объектах в их непосредственно познаваемых свой­ствах. Однако не всякое явление доступно непосредственному чув­ственному восприятию. К примеру, человек не воспринимает уль­трафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существо­вании и свойствах. Такое познание становится возможным опос­редованным путем. Этот путь и есть путь мышления. В самом об­щем плане он состоит в том, что мы подвергаем некоторые вещи испытанию другими вещами и, сознавая установившиеся отноше­нии взаимодействия между ними, судим по воспринимаемому нами изменению в них о непосредственно.скрытых от нас свойствах этих вещей.

Мышление— это обобщенное и опосредованное отражение чело­веком действительности в ее существенных связях и отношениях. Обобщенное отражение действительности, каким является мыш­ление, есть результат переработки не только опыта отдельного человека и его современников, но и предшествовавших поколе­ний. К опосредованному познанию человек прибегает в следую­щих случаях:

непосредственное познание невозможно из-за наших анализа­торов (например, у нас нет анализаторов для улавливания рент­геновских лучей);

непосредственное познание принципиально возможно, но не­возможно в данных условиях;

непосредственное познание возможно, но не рационально.

Мышление дает возможность понять закономерности матери­ального мира, причинно-следственные связи в природе и в обще­ственно-исторической жизни, а также закономерности психики людей. Источником и критерием мыслительной действительнос­ти, а также областью для применения ее результатов является прак­тика.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые обра­зуются в коре больших полушарий. Эти связи возникают под воз­действием сигналов второй системы (речи), отражающих реаль­ную действительность, но при обязательной опоре на сигналы первой системы (ощущения, восприятия, представления). В про­цессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система опирается на первую и обу­словливает непрерывную связь обобщенного отражения действи­тельности, каким является мышление, с чувственным познанием объективного мира путем ощущений, восприятий, представлений.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно харак­теризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом (тенденцией связывать все со всем), трансдукцией (переходом от частного к частному, минуя общее), отсутствием представления о сохранении количества (С.Рубинштейн).

Понятийное мышление развивается постепенно от простого скла­дывания ребенком предметов через установление сходства и раз­личия между ними до собственно понятийного, которое форми­руется к 16—17 годам.

Мыслительный процесс человека осуществляется в двух основных формах формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений и решение проблем (мыслительных задач).

Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, которая выраже­на словом или группой слов. Например, в понятие "человек" входят такие весьма существенные признаки, как членораздельная речь, трудовая деятельность и производство орудий труда.

Понятия принято различать по степени отвлеченности (конкрет­ные и абстрактные) и по объему (единичные и общие). Когда из всех признаков предмета выделяется определенная совокупность при­знаков, характеризующая именно этот предмет или группу ему подобных, мы имеем дело с конкретным понятием (например, "го­род", "мебель"). Если же при помощи отвлечения в предмете выде­ляется определенный признак и этот признак становится предметом изучения и, кроме того, рассматривается как особый предмет, то возникает абстрактное понятие (например, "справедливость", "ра­венство").

Как структурная единица мысли суждение строится на сово­купности понятий. Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями действительности и их свой­ствами и признаками. К примеру, Земля вращается вокруг Солнца. Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается, и опосредованно — пу­тем умозаключений или рассуждений.

Умозаключение — это форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К примеру, все планеты Сол­нечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля — планета Сол­нечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца.

К умозаключению можно прийти методами индукции, дедук­ции или аналогии. Индукция — это логический вывод, отражаю­щий направленность мысли от частного к общему. Дедукция— это логический вывод, отражающий направленность мысли от обще­го к частному. Аналогия — это логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практи­ческой деятельности человека. В зависимости от стиля умственной деятельности человека и доступности для него содержания задачи ее решение может осуществляться различными способами. Наи­менее желательным является способ проб и ошибок, при котором обычно не имеется ни достаточно четкого осознания задачи, ни построения и целенаправленной проверки различных гипотез. Этот способ, как правило, не приводит к аккумуляции опыта и не слу­жит условием умственного развития человека. В качестве способов решения мыслительной задачи, которые не только позволяют ско­рее найти ответ, но и являются условиями умственного развития человека, могут быть названы такие, как пассивное и активное использование алгоритма, целенаправленная трансформация условий задачи, эвристические способы решения задачи.

Процесс решения задач состоит из пяти этапов:

мотивация (желание решить проблему);

анализ проблемы;

поиск решения проблемы на основе известного алгоритма, на основе выбора оптимального варианта и на основе принципиаль­но нового решения с учетом логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов. Решению задачи зачас­тую способствует озарение;

доказательство и обоснование правильности решения;

реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.

Для того чтобы выявить объективные отношения и взаимосвя­зи между предметами и явлениями в ходе формирования поня­тий, суждений, умозаключений и решения мыслительных задач человек прибегает к мыслительным операциям — сравнивает, ана­лизирует, обобщает и классифицирует.

Обозначим суть основных мыслительных операций:

анализ — мысленное расчленение целостной структуры объек­та отражения на составляющие элементы;

синтез — воссоединение элементов в целостную структуру;

сравнение — установление отношений сходства и различия;

обобщение — выделение общих признаков на основе объедине­ния сущностных свойств или сходства;

абстрагирование — выделение какой-либо стороны или аспек­та явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют;

конкретизация — отвлечение от общих признаков и подчерки­вание частного, единичного;

систематизация, или классификация — мысленное распределе­ние предметов и явлений по группам и подгруппам.

Все эти операции, по мнению С.Л.Рубинштейна, являются раз­личными сторонами основной операции мышления — опосредова­ния (т.е. раскрытия все более существенных связей и отношений).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.