Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа человеческих способностей. Природа человеческих способностей вызывает достаточно бур­ные споры среди ученых

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бур­ные споры среди ученых. Являются ли наши способности врож­денными или они формируются прижизненно? Нужно ли родить­ся музыкантом, или талант, как следует из известного высказы­вания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеют­ся активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воз­действия они обязательно проявятся.

Какие факты приводятся в доказательство этой позиции?

Прежде всего — это примеры династий выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторений способнос­тей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.

Специальные исследования музыкальности детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба немузыкальны, также под­тверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность наблюдалась у 85% детей и толь­ко 7% из них были совсем немузыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаружива­ли только 25% детей, а совсем немузыкальными оказывались 58%.

Подобные факты не являются строгими, поскольку не позво­ляют развести действия наследственности и среды: при выражен­ных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них.

В подтверждение генотипического фактора указывают на фак­ты проявления способностей в детском возрасте, когда еще не было систематического обучения и воспитания. Так, например, незаурядные способности к математике Гауса проявились в 4 года, музыкальная одаренность Моцарта — в 3 года, литературные спо­собности Пушкина — в 9 лет.

Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют исследования гомозиготных (с идентичной наследственностью) и гетерозиготных (разная наследственность) близнецов.

Гомозиготные близнецы, которые жили и воспитывались в раз­ных семьях, вопреки ожиданиям иногда обнаруживают гораздо большее сходство психологических и поведенческих проявлений, чем дети, выросшие в одной семье. Однако несмотря на это, вряд ли оправдано утверждение о том, что их психологическая общ­ность обусловлена только генетически.

Впечатляющие результаты в подтверждение наследования спо­собностей были получены также в экспериментальных исследова­ниях на животных с применением методов искусственной селек­ции. Крыс обучали находить путь в лабиринте. Отбирались "ум­ные" крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и "глу­пые". Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поколении потомки "умных" крыс значительно быстрее проходили по лабиринту, чем их "родители", а показатели "глу­пых" крыс были еще слабее. Результаты подобных исследований показывают возможность накопления генетической предрасполо­женности к успешному обучению, но насколько успех в развитии способностей зависит от наследственных задатков, сказать трудно. Представители другой крайней точки зрения считают, что осо­бенности психики определяются качеством воспитания и обуче­ния и что у каждого человека можно сформировать любые спо­собности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствую­щее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убе­дительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозмож­ности человеческого развития вне социума.

По мнению американского ученого Ушби, способности опре­деляются прежде всего той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие — только репродуктивные. В настоящее время привержен­цы этой идеи в США создают специальные центры "выращива­ния" одаренных детей. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства) вокруг одного учителя возникала боль­шая группа талантливых учеников, по своей численности и уров­ню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики. Ю.Б.Гиппенрейтер в книге "Введение в общую пси­хологию" приводит пример из опыта московского учителя музы­ки М.П.Кравца. Он специально выбирал особенно неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся центральной музыкальной школы (уровня, как известно, самого высокого). Кравца увлекал сам процесс производства "способ­ностей". Он считал, что неспособных детей вообще не существует. Ю.Б.Гиппенрейтер и О.В.Овсянникова под руководством А. Н Леонтьева исследовали факты массового развития некоторых специ­альных способностей, в частности звуковысотного слуха в усло­виях определенных культур. Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследова­ния выявили сильную недоразвитость этой перцептивной способ­ности примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Эти же лица оказались крайне немузыкальны. Вьетнамцы же по пока­зателю звуковысотного слуха опередили группу испытуемых рус­ской национальности; по другим тестам они обнаружили даже 100%-ную музыкальность. Эти различия находят объяснения в осо­бенностях русского и вьетнамского языков: первый относится к "тембровым", второй — к "тональным" языкам. Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в рус­ском языке такой функции у высоты речевых звуков нет, фонемы различаются по своему тембру. В результате все вьетнамцы, овла­девая в раннем детстве родной речью, одновременно развивают свой музыкальный слух, чего не происходит с русскими или ев­ропейскими детьми. Этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнений в формирование такой "класси­ческой " способности, какой всегда считался музыкальный слух.

На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что факторы среды обладают весом, соизмеренным с факто­ром наследственности, и могут иногда полностью компенсиро­вать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие способностей | Развитие способностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.