Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты семейного воспитания, его проблемы




Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе.

Семейная педагогика об условиях и основных типах семейного воспитания

Характерные черты семейного воспитания, его проблемы

Тема 5 Семейное воспитание и семейная педагогика

План:

Авторитет воспитателя

 

В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: эко­номика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в про­цессе воспитания детей со школой и другими детскими учрежде­ниями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семья — один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое "я" с "я" других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и на­ставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и крите­рии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедли­вого и несправедливого.

Однако воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает "первые уроки жизни", которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах люб­ви и доверия, но и об ощущении детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых. Семья — основная среда обитания и жизне­деятельности детей в ранний период их жизни, которая во мно­гом сохраняет это качество и в подростковый период. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поко­лений, уровень культуры, образцы поведения.

На современном этапе в зависимости от структуры родствен­ных связей выделяются различные типы семей. Наиболее распрос­траненной из них является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некото­рые из детей состоят в браке, то образуется другой тип — расши­ренная, или сложная, семья. Она включает в себя три и более поко­ления, живущих вместе и связанных общим хозяйством. Важным основанием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует.

Какая из названных типов семей лучше подходит для решения задач воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между "отцами" и "детьми". Однако в подобной семье быстрее теряются связи, на­рушаются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поко­лений, создает возможность для разностороннего общения и вза­имовлияния, облегчает быт: старшее поколение помогает в вос­питании детей, в уходе за ними. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых прежде всего страдают дети.

Особую группу представляют неполные семьи. Причины этого социального явления неоднозначны, но чаще всего — это разводы, которые не могут оставить детей равнодушными и от которых они глубоко страдают. Однако к неполным семьям нельзя отно­ситься предвзято, а к детям, которые в них воспитываются, — как к потенциально неблагополучным. Можно утверждать, что в ряде случаев семья, с воспитательной точки зрения, наоборот, перестает быть неблагополучной именно в результате развода, по­тому что из нее удаляются источники постоянного негативного влияния на детей (влияние алкоголика, наркомана или психичес­ки неуравновешенного отца).

Конечно, в неполной семье условия воспитания усложняются за счет снижения материального уровня, перегрузки родителя, с которым остались дети, психологической перенапряженности. Однако появляются и некоторые компенсирующие факторы внут­рисемейного порядка: дети проникаются уважением и сочувствием к родителю, видя, как нелегко ему прокормить семью, наладить нормальный быт, стремятся помочь в домашних делах, приуча­ются сдерживать сиюминутные запросы, становятся более близ­кими эмоционально. Это создает в семье благоприятную нравствен­ную атмосферу, что и помогает преодолевать трудности.

В настоящее время актуальной задачей продолжают оставаться индивидуальный дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения детей, ко­торые переживают трудности в связи с теми или иными семейны­ми проблемами. Здесь может помочь опыт семей, в которых роди­тели сумели справиться с аналогичными трудностями.

Имеется много и других сложных проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Драматичны ситуации, связанные с алко­голизмом родителей, наркоманией. Пока не уменьшается количе­ство детей, от которых при их рождении отказались матери, воз­растает количество матерей и отцов, лишенных родительских прав. Становится острейшей проблемой получившее распространение в некоторых семьях стремление к накопительству нечестным пу­тем, пренебрежение к производительному труду, безмерные за­боты о материальных благах для своей семьи в ущерб воспитанию детей. В условиях реформирования всех сфер российской жизни, в том числе и системы образования, эти и подобные им проблемы все более обостряются. В подобной ситуации важно не только улуч­шить законодательную базу, регулирующую все стороны обще­ственных отношений, но и обратить внимание на ответственность и повышение педагогической культуры родителей, которую се­годня педагоги и социологи оценивают как недостаточную.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.