Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и особенности организации психологической науки




ВВЕДЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

КУРС ЛЕКЦИЙ

Психологическая наука, к изучению которой Вы приступаете, представляет собой одну из наук о человеке, его душевном состоянии и проявлениях. Человек – сложнейшая система разнообразных отношений и форм, исследуемая многими гуманитарными науками. Среди них психологии принадлежат особые роль и место. Как ни одна другая наука, психология ставит целью глубоко погрузиться во внутренний мир человека, его чувства, эмоции, переживания. Великолепный знаток человеческой сущности, разнообразных душевных оттенков и чувств Ф.М. Достоевский писал, будучи еще молодым человеком: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Психология – сложная и в некотором роде таинственная наука, поскольку сложен и таинственен сам человек, которого эта наука изучает. Но сложность не делает психологию менее интересной для изучения. Постоянно открывать в себе, окружающих людях что-то новое, доселе неизвестное, разве не в этом кроется смысл и назначение мыслящего, творческого человека. Психология поможет сделать эти и другие важные открытия самого себя и окружающих.

Не меньшую роль в жизни человека играет педагогическая наука, которая изучает проблемы воспитания, обучения и образования человека. Особенно важна педагогика для родителей, учителей, занимающихся непосредственно воспитанием и обучением подрастающего поколения. Да и для любого человека, непосредственно не связанного с воспитанием, знание основ педагогики представляется чрезвычайно необходимым.

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей, изучающих данную дисциплину. Авторы пособия: доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-юридических дисциплин Воронежского института кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права В.А. Тонких и зав. кафедрой гуманитарных и социально-юридических дисциплин, кандидат исторических наук, доцент О.Е. Фарберова.

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ

 

Известно, что каждая наука имеет свой собственный объект и предмет исследования. Не является исключением и психология. Объектом психологии, как правило, являются носители тех явлений и про­цессов, которые она исследует, т.е. человек, люди. Предметом психологии является специфика формирования, развития и проявления этих феноменов, т.е. конкретные формы психологических действий, субъектом которых выступают люди. Но психология — это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обыденных житейских представлений (например, парапсихологические явления). С другой стороны, психология изучает своеобразные объекты: индивид, человек, личность, группа, деятельность и пове­дение людей, поскольку именно в них проявляется феномен психического.

Задачами любой науки выступают основные направления иссле­дования и развития, а также те цели, которые ставит перед собой конкретная отрасль научных знаний, достигая определенных поставленных данной наукой результатов.

Психология — достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX века и является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не только не исчерпала своих возможностей, но, более того, постоянно их расширяет, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики. Психология, несмотря на свой двухсотлетний возраст, остается в то же время молодой наукой, за которой будущее. Человек, его психика, психические состояния всегда будут интересовать специалиста-психолога, пока существует сам человек как объект исследования науки.

Термин «психология» впервые в научный оборот ввел немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). В переводе с греческого термин «психология» означает «науку о душе».

Так что же такое психология? Психология — это наука о закономерностях возникновения и развития психики, психических явлениях и сознании человека.

Психика — свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности. Психика — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Из вышеприведенного определения видно, что психика присуща не только человеку, следовательно, в психологии всегда учитывается общность психики животных и человека. Психика многообразна в своих формах и проявлениях.

Психика человека, во-первых, включает в себя все сознательное. Это - ощущения и восприятия, внимание и память, представления и воображение, мышление, чувства, эмоции и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет субъективный и полностью контролируемый внутренний мир человека, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека — высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда.

Во-вторых, психология изучает такие сложные психические явления, как бессознатель­ное, личность, деятельность и поведение.

Бессознательное, в изучение которого значительный вклад внес австрийский психолог З. Фрейд, представляет собой форму отражения действитель­ности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отра­жаемая реальность сливается с его переживаниями.

В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности и которая занимается конкретной предметной деятельностью. Последняя представляет собой совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. В свою очередь, поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей.

При этом психология ставит перед собой и ряд других задач:

1) изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и боль­шое практическое значение, т.к. позволяет регулировать отношения между людьми в обществе;

2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

4) содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки в практику жизни и деятельности людей, их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рацио­нализация процесса труда в различных видах деятельности лю­дей).

Психология как гуманитарная наука тесно связана с другими науками об обществе и человеке – с социальной, политической, юридической психологией. Непосредственно связана психология с естественными науками – психофизиологией, антропологией; с медицинскими науками – патопсихологией, медицинской психологией, психологией здоровья, нейропсихологией; с педагогическими науками – педагогической психологией, специальной психологией, психологией развития, возрастной психологией; с техническими науками – инженерной психологией и др. Как видим, диапазон применения психологических знаний весьма широк и разнообразен.

По мере накопления научных знаний в психологии появлялись новые отрасли. В структуре современной психологической науки насчитывается до 100 отраслей, каждая из которых изучает особенности психологических проявлений в различных сферах деятельности человека. Среди них - общая психология, возрастная психология, психология творчества, психология спорта, инженерная психология, педагогическая психология, политическая психология, психология управления, психология здоровья и др.

Как самостоятельная научная дисциплина психология имеет собственные методы исследования: наблюдение; опрос; тестирование; эксперимент (лабораторный, полевой, предполагающий изучение объекта в условиях реальной жизни, естественный); физиологический (изучение реакции человека на внешние факторы); метод математического моделирования и др.

Изучение любой науки невозможно без представлений об истории ее становления и развития. Не является исключением и психология.

Психологическая наука берет свое начало в глубокой древности. В Древнем Китае и Индии, основываясь на религиозных верованиях, полагали, что душа человека вездесуща. Ученые стояли на позициях панпсихизма, исходя из наличия души у любого предмета и противопоставления тела душе. На этих позициях основывалась древнекитайская традиция Инь-Ян, закон кармы и учение о перерождениях (сансара) в буддизме.

В античном обществе также проявляли устойчивый интерес к душе человека. Платон составил классификацию душевных явлений. Он полагал, что разум находится в голове, мужество – в груди, вожделение - в желудке. Платон исходил из бессмертия души, независимости души от тела. Заботиться о душе человек должен больше, чем о теле. Отсюда сохранившееся до наших дней суждение: «в здоровом теле – здоровый дух». Рассуждая о политике, Платон считал, что управлять государством должны разумные люди, к коим относил философов.

Учение о душе развивали и другие древнегреческие мыслители. Так, создатель атомистической теории Демокрит говорил об атомах, из которых состоит душа, а известный философ и математик Пифагор развивал учение о переселении душ, очищении души посредством многих жизней.

Весомый вклад в развитие психологии внес Аристотель. Он полагал. Что в человеческом организме душа и тело пребывают в состоянии единства, душа является способом организации тела. Этим вопросам посвящено его сочинение «О душе». Аристотель одним из первых в истории психологии обратился к изучению способностей. По его мнению, способности представляют собой функции души: вегетативные – у растений, чувственно-двигательные – у животных, разумные – у человека. Аристотель выдвинул идею развития психики – от чувственного восприятия к рациональному. Он предложил классификацию органов чувств, которые разделил на пять видов.

Психологическая мысль античного общества получила развитие в эпоху эллинизма. Стоики исходили из примата разума над чувствами, считали вредными для здоровья человека аффекты. Разум должен быть свободен от эмоциональных переживаний, а контролируемое разумом поведение ведет к состоянию душевного равновесия, искусству жить. Таких взглядов придерживался видный представитель школы стоиков римский мыслитель Сенека.

Представители школы эпикурейцев считали, что человек должен стремиться к поиску счастья и искусству жить, под которыми они понимали достижение безмятежности и освобождения от страхов (страха смерти и перед богами). Достичь такого состояния можно, по их представлению, только путем устранения от всех общественных дел.

В период средних веков определяющее значение для развития психологии имела религия. Богословы полагали, что Бог наделил человека душой, а человек волен отдать свою душу Богу или дьяволу. В эпоху раннего средневековья науку о душе развивал известный теолог Августин Блаженный, считавший, что душа правит телом, а воля человека всецело зависит от воли Бога. Воззрения Августина определяли развитие психологии на протяжении нескольких столетий.

Средневековый арабский философ, математик и врач Ибн Сина (в Европе его называли Авиценной) основал медицинскую психологию, исходя из собственного врачебного опыта.

Эпоха Возрождения открыла новую страницу в истории психологии, возродив на новом уровне интерес к человеку. Изучая человеческое тело, ученые неизбежно обращались к душевным сторонам жизни. Значительный вклад в развитие психологии внес итальянский гуманист Леонардо да Винчи.

Новое время обогатило психологическую науку целым рядом важных открытий. Французский философ Рене Декарт открыл явление рефлекса как ответа на внешнее воздействие. Животные, по его мнению, представляют собой биологический автомат. Поведением человека управляет душа, наделенная мышлением и переживанием. Эти мысли он выразил в сочинении «Страсти души». Основу знаний составляет непосредственная интуиция как метод логического рассуждения. Декарту принадлежит известная фраза «Я мыслю – следовательно, существую».

Английский мыслитель Джон Локк стал основателем эмпирической психологии, т.е. научных знаний, добываемых с помощью опыта. Человек при рождении лишен врожденных способностей, представляет собой так называемую «чистую доску». В процессе развития человек приобретает способности и иные свойства личности. Локк ввел в науку метод интроспекции, согласно которому сознание человека может быть изучено только им самим.

Ученые ХVII столетия при изучении человека стояли на позициях сенсуализма – учения, исходившего из доминирования чувств над разумом, чувственного познания над рациональным.

В XVIII веке в психологии появилось ассоциативное направление (английский философ Д. Юм), которое считало единственным способом познания опыт.

В XIX веке психология получила более интенсивное развитие благодаря научным открытиям в области естествознания. Английский ученый Ч. Дарвин открыл явление естественного отбора, лежащего в основе выживания на основе наследственности, передачи природных качеств и свойств организма потомству. Психика выступает регулятором адаптации организма к окружающей среде.

В конце XIX века благодаря научным открытиям появились такие новые отрасли психологии, как зоопсихология, детская и клиническая психология, сравнительная, социальная, педагогическая психология.

В начале ХХ столетия психологическая наука (преимущественно немецкая) пополнилась еще одним важным направлением – гештальтпсихологией. Гештальтпсихология изучает сложные психические явления (память, мышление, восприятие и др.) на основе целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальтпсихология выдвинула принцип расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических явлений. Создателями этого научного направления стали немецкие психологи М. Вертхаймер, В Келлер, К. Коффка.

В начале ХХ века в США возникло еще одно психологическое учение, сыгравшее значительную роль в развитии психологической науки в целом – бихевиоризм. Это – учение о поведении человека. Основатель бихевиоризма Э. Торндайк считал предметом психологии не сознание, а поведение, которое он понимал как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на внешние воздействия. Сам термин был предложен в 1913 году Дж. Уотсоном, который и считается основателем нового учения. Наибольшего расцвета бихевиоризм достиг в 1920-х годах, когда идеи и методы бихевиоризма стали переноситься в антропологию, социологию, педагогику.

В первой половине ХХ века в Европе, а позже в других регионах, получило распространение учение австрийского психолога и врача З. Фрейда - психоанализ. Изучая сновидения, Фрейд открыл явление конфликта между сознанием и бессознательной сферой. Он перенес сои исследования также на фантазии и предметы художественного творчества. Фрейд создал теорию психосексуального развития индивида, согласно которой сексуальность существует, как и все инстинкты, с рождения человека. В первой половине ХХ столетия фрейдизм являлся модным учение в западной психологии. Последователи и ученики Фрейда Адлер и Юнг критиковали его учение за абсолютизацию сексуальных инстинктов в социальном поведении и преуменьшении влияния общества на личность.

В 1950-е годы возникла гуманистическая психология, основателем которой считается американский психолог А. Маслоу. Название данного направления произошло от предмета изучения – нравственных ценностей, морали, стремления к совершенству и т.п.

Психологическая наука получила развитие и в России. Во второй половине XIX века русская философская мысль проявила повышенный интерес к проблемам человека. Это нашло отражение в сочинениях Н.Г. Чернышевского, В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.

Антропологический принцип Чернышевского ставил во главу изучение целостной, единой природы человека. Его идеи получили развитие в трудах Сеченова, Павлова и других психологов.

Психологические проблемы человека глубоко осмысливались Достоевским в его художественных произведениях. В течение всей своей жизни мыслитель стремился открыть тайну человеческой души во всех ее многообразных проявлениях. Кроме того, Достоевский выступил пророком: на основе исследования человека, закономерностей его поведения он предвосхитил многие события русской истории ХХ столетия.

В конце XIX - первой половине ХХ века выдающиеся открытия в области психологии были связаны с именами русских ученых И.М. Сеченова (основатель объективной психологии, создатель русской физиологической школы); И.И. Мечникова (создатель концепции ортобиоза – этической системы здоровья и счастливой жизни); И.П. Павлова (создатель учения о высшей нервной деятельности живых существ); Л.С. Выготского (изучал проблемы психики и разработал культурно-историческую теорию развития психики человека); В.М. Бехтерева (исследователь мозга и нервной системы человека, создатель учения рефлексологии) и др.

Во второй половине ХХ века традиции российской психологической школы продолжили такие известные ученые-психологи, как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, П.К. Анохин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, В.В. Давыдов, А.И. Донцов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов, В.А. Петровский, К.К. Платонов, В.М. Разин, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский и многие другие. В их трудах получили развитие различные проблемы современной психологии, обоснована научная концепция человека, сформированы новые отрасли психологической науки. А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин заложили основы детской психологии.

Достижения отечественной психологической науки признаны во всем мире. Еще в 1914 году в России был открыт Психологический институт Российской академии наук, в котором ныне насчитывается шесть отделений и 30 научных лабораторий. В 1971 году в СССР открылся Институт психологии РАН, насчитывающий сегодня 16 научных подразделений. Над проблемами психологии ныне успешно работают многие научно-исследовательские учреждения. Среди них - Психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева, Академия медицинских наук, Академия педагогических наук и др. В ведущих вузах страны действуют факультеты психологии, осуществляющие подготовку специалистов высшей квалификации в области психологической науки. Несомненно, психологию как научную дисциплину, изучающую психические состояния и свойства человека, ждет большое будущее.

Таковы вкратце основные этапы становления и развития психологической науки в нашей стране и за рубежом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.