Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности




Способности представляют собой индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, и связаны с успехом деятельности. Когда говорят – «способный человек», то имеют в виду уровень его отличий от других людей в определенной профессиональной либо иной группе. Природные способности называются задатками и передаются от поколения к поколению. Но это вовсе не значит, что у способных музыкантов ребенок обязательно будет также выдающимся музыкантом. Здесь влияет множество различных факторов.

Способности порождаются социальной средой и могут выражаться в музыкальной, интеллектуальной, художественной, технической сферах, в спорте, математике, биологии, лингвистике и т.п. Особый тип способностей называется творческими способностями.

Сложные психические свойства личности — черты характера и специальные способности к сложным видам профессиональной деятельности (музыканта, художника, писателя, ученого-математика и т. п.) — обычно трактовались в психологии только как индивидуальные особенности, выделяющие одного человека из числа прочих, и рассматривались в отрыве от исходных природных свойств человека. Так, вопрос о музыкальных способностях превращался в проблему Моцарта и Глинки в полном отрыве от вопроса о музыкальных способностях их слушателей — тех людей, для которых они создавали свои музыкальные произведения. В данном случае речь идет о выдающихся способностях, т.к. Моцарта и Глинку можно без преувеличения отнести к музыкальным гениям.

Между тем нельзя отрывать рассмотрение выдающихся индивидуальных способностей от изучения «родовых» свойств, общих всем людям: при отрыве от этой почвы выдающиеся способности отдельных людей и вообще сложные комплексные свойства личности неизбежно мистифицировались и путь для их изучения обрывался. Нельзя также отрывать изучение сложных комплексных свойств, например, способностей, делающих человека особенно пригодным к той или иной специальной профессиональной деятельности, от тех элементарных родовых свойств (как, например, чувствительность познавательная и эмоциональная), которые характеризуют человека как такового, его природу. Только будучи включенным в общую проблему психических свойств человека, может быть научно поставлен и разрешен вопрос о свойствах характера и способностях в специальном смысле как свойствах, делающих человека особенно пригодным для успешного выполнения того или иного специального вида общественно-полезной профессиональной деятельности.

Попытка реализовать понимание чувственных психических свойств, идущая в этом направлении, вытекающем из рефлекторной концепции, сделана известным советским психологом А. Н. Леонтьевым. Исходные положения его концепции требуют некоторого уточнения: не точно, говоря об ощущении и восприятии, исходить только «из мысли, что все психические свойства и процессы человека представляют собой продукт динамических, прижизненно складывающихся систем мозговых связей — условных рефлексов»; надо учитывать их безусловно-рефлекторную основу.

Сложные психические свойства человека образуют две основные группы характерологические свойства и способности. Первая связана с побудительной (мотивационной), вторая — с организационно- исполнительской стороной психической регуляции поведения. Остановимся здесь в порядке некоторой иллюстрации и конкретизации выше намеченных общих положений только на последних. Речь при этом идет не об учении или теории способностей и даже не об эскизе или наброске в общих чертах готовой теории, а лишь о некоторых тезисах к построению в будущем такой теории или учения, основанного на целой серии специальных исследований.

Под способностью в собственном смысле слова, как выше отмечалось, разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно-полезной профессиональной деятельности. Всякая специальная способность есть способность к чему-то. Способность в этом специальном понимании нельзя определить безотносительно к общественной организации труда и приспособленной к ней системе образования. Вопрос о способностях человека неразрывно связан с вопросом о его роли и месте в общественной жизни.

Теоретической основой порочных реакционных, в частности расистских, трактовок проблемы способностей является психоморфологизм в учении о способностях. Психоморфологизм проявляется в концепции задатков, согласно которой для каждой способности предуготовлен свой задаток, заложенный в фиксированных особенностях морфологической структуры мозга, нервной системы, организма. Таким образом, способность как сложное образование, обусловливающее пригодность человека к определенному виду общественно-полезной профессиональной деятельности, непосредственно проецируется в морфологические особенности организма.

Не приходится отрицать значение для способностей человека свойств его мозга, тех или иных анализаторов (например, слухового — для развития музыкальных способностей) как наследственных предпосылок, которые обусловливают, но не предопределяют фатально развитие его способностей. В этом смысле не приходится отрицать существования и значения задатков. Порочным в учении о задатках является не то, что оно признает существование врожденных органических предпосылок способностей, а то, как оно их трактует. Проецирование способностей, делающих человека пригодным к определенному роду профессиональной деятельности в задаток и возникающее отсюда представление, что человек по самой своей врожденной организации предназначен для того, чтобы раз и навсегда быть прикованным к определенной профессии и, в соответствии с тем как общественно расценивается эта профессия, занимать то или иное место в общественной иерархии общества. Преодоление непосредственных психоморфологических корреляций в учении о способностях и задатках — такова первая предпосылка для построения подлинно научной теории о способностях.

Материальный органический «субстрат» способностей человека надо искать в свойствах аналитико-синтетической деятельности его мозга, в тех приуроченных к структуре мозга особенностях динамики его высшей нервной деятельности, которая характеризует типы (сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, главным образом первая и последняя). Так называемая общая одаренность человека связана со свойствами его высшей нервной деятельности и обусловленным ими уровнем протекания психических процессов. При этом свойства высшей нервной деятельности это не сами способности, а лишь внутренние физиологические условия их формирования.

Для определения профиля способности должны быть учтены также:

а) особенности деятельности различных анализаторов (скажем, зрительного и слухового);

б) свойственное данному индивиду соотношение первой и второй сигнальной системы, сказывающееся на более конкретно образном и эмоциональном или отвлеченном типе умственной деятельности.

Вопрос о способностях — это вопрос о личных, природных свойствах. Верно, что способности человека изменяются в ходе общественно-исторического развития, но не верно противопоставлять их общественную обусловленность природному и личному характеру, так же как не верно противопоставлять их личный и природный характер общественной природе: сама природа человека — продукт истории. В представлении о способностях как об общественно выработанных способах практической и теоретической деятельности, которые, генерализируясь, отвлекаясь от содержания, в котором они объективно отложились, и стереотипизируясь, превращаются в рефлекторно функционирующие природные способности человека, это положение выступает в конкретной, непосредственно осязаемой форме.

Надо помнить, что:

а) природное не сводится к структурно-морфологическим особенностям мозга, безотносительно к рефлекторной деятельности мозга, а включает и эту последнюю;

б) условно-рефлекторная деятельность мозга формируется в процессе индивидуального развития, детерминируясь объектами практической и теоретической деятельности человека, которые он осваивает в процессе своей деятельности.

В связи с этим преодолевается мистификация, которой обычно окружено представление о способностях. В силу того, что образование и включение в действие способностей осуществляется посредством механизмов рефлекторной деятельности мозга, которая не выступает видимым образом в сознании, они естественно, представляются природными свойствами человека. Пока природное — в духе старой психоморфологической концепции — сводится к строению организма, к структурным свойствам нервной системы, мозга, представление о способностях как о природных свойствах человека выступает в мистифицированной форме — как представление о таких заложенных в задатках свойствах, которые не поддаются развитию, формированию, воспитанию. Таким образом, неправомерным оказывается внешнее противопоставление не только природного и общественного, так же как личного и общественного, но и противопоставление природного и воспитываемого, формируемого в процессе жизни: самая природа человека, его природные способности, развиваясь в процессе онтогенеза, формируются в результате воспитания и собственной деятельности.

Психоморфологической концепцией, проецирующей способности, делающие человека пригодным к той или иной профессиональной деятельности, в задатки, в морфологические особенности его организма, человек представлялся предназначенным самой своей организацией к определенной профессии. Так создавались теоретические предпосылки для того, чтобы, отбросив заботу о формировании людей, о развитии у них способностей, сосредоточить внимание на отборе людей, которые в силу тех или иных стихийно сложившихся условии оказались годными для данной профессии. В таком отборе и состоит главная общественная функция психологии в условиях капиталистического общества. Такая практика оказывается возможной в силу наличия в условиях капиталистического общества постоянной армии безработных. Человек превращается в своего рода сырье для производства, цель которого — извлечение максимальной прибыли. Именно такое отношение к работнику наблюдается в современном обществе, основанном на принципах и законах капиталистической рыночной организации.

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными данными, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке, входят как «строительный материал» в построение его способностей. Эти последние образуют собой сплав исходных природных данных человека и результатов его деятельности. Подлинные достижения человека откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом; создавая что-либо значительное, человек и сам растет; в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста. Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия. По мере того как способности формируются, они в свою очередь обусловливают его деятельность, открывают все расширяющиеся возможности для достижения человеком все более высокого уровня.

Психически свойства человека не ограничиваются только способностями. Немалую роль в формировании личности играет темперамент. Темперамент представляет собой совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью (быстротой возникновения чувств).

В психологии выделяется четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Холерический тип характеризуется быстрой сменой настроений, возбудимостью, повышенной эмоциональностью и быстрой отходчивостью, несдержанностью, порывистостью. К такому типу принадлежали А. Пушкин, А. Суворов, Л. Бетховен, а из литературных героев – д’Apтаньян из романа А. Дюма «Три мушкетера», старый князь Болконский из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Положительными чертами данного типа являются активность, энергичность, страстность; отрицательными – резкость, несдержанность, склонность к эмоциональным взрывам.

Для сангвинического типа характерны высокий жизненный тонус, жизнерадостность, активность, стремление к достижению поставленной цели, увлеченность, стабильность, умение преодолевать трудности, общительность. Сангвиниками были М. Лермонтов, В. Моцарт, Наполеон. Такой тип отличает помещика Ноздрева из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души». Положительными качествами сангвиника являются жизнерадостность, оптимизм, дружелюбие, общительность; отрицательными – легкомыслие, неустойчивость чувств.

Меланхолический тип темперамента определяют такие черты, как угнетенное состояние, тоскливость, ранимость, замедленность и неуверенность в принятии решений, склонность к депрессиям. К этому типу принадлежали Н. Гоголь, П. Чайковский. Среди героев литературных произведений меланхоликом был сказочный приятель Буратино Пьеро. Положительными качествами меланхолика являются глубина и устойчивость чувств; отрицательными – замкнутость, излишняя застенчивость, склонность к внутренним переживаниям.

Для флегматика характерны медленная восприимчивость и низкая активность, невозмутимость, стабильность чувств, терпеливость и хладнокровие. К этому типу принадлежали баснописец И. Крылов, писатель И. Гончаров, полководец М. Кутузов. Типичным флегматиком среди литературных героев был герой романа Гончарова Илья Обломов. К положительным качествам флегматика относят стабильность, терпеливость и хладнокровие; к отрицательным – вялость, апатичность, безразличие, инертность.

В чистом виде темперамент практически не встречается. В большей степени имеют место смешанные типы темперамента с доминированием определенного типа. Каждый из типов темпераментов имеет свои сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать в образовательном и воспитательном процессе. Так, меланхолик может надолго и всерьез расстроиться из-за плохой оценки или замечания педагога. Холерик может вспылить в ответ на незначительный раздражитель, проявить неадекватные действия. Для флегматика нужны сильные раздражители, стимулы, чтобы активизировать его мыслительные процессы. Сангвиник может увлечься каким-либо проектом, забыв про остальные виды деятельности. Знание особенностей темперамента позволит воспитателю проявить индивидуальный подход в учебном процессе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.