Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как субъект педагогического воздействия

Вопросы для повторения

1. Каковы структурные компоненты педагогического процесса?

2. Определите роль учителя (воспитателя) и ученика в педагогическом процессе.

3. Какие факторы влияют на содержание и формы педагогического процесса?

4. Как Вы понимаете педагогическую культуру?

 

 

В современной психолого-педагогической и философской литературе (см. список литературы) семье уделяется особое внимание по ряду причин. Главные из них связаны с кризисной ситуацией, в которой оказалась семья как социальное и духовно-нравственное явление. Это относится не только к России, но и ко многим странам мира.

Проблемы семьи, семейных отношений волнуют многих, не только молодых, но и взрослых людей. И не только сегодня, но и столетия тому назад люди стремились создать крепкую, надежную семью, установленную по законам Божьим. «…Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, Так-что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мат.19, 5-6).

Как построить семейную жизнь с самого начала на таких основаниях, чтобы семья оставалась прочной в течение всей жизни, чтобы родители постоянно заботились о детях, а взрослые дети впоследствии заботились о своих престарелых родителях. У семейных отношений масса и других проблем. Чтобы их успешно решать на практике, необходимо знать теорию семьи.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции, характерные для более широких социумов. Невозможно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. В семье протекают основные процессы человеческой жизни. Семья самым непосредственным образом связана с жизнью каждого индивида. Семья, семейное воспитание накладывают отпечаток на все стороны развития человека. Поэтому именно семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими насущными интересами и со своим повседневным существованием в целом.

Существует много определений семьи в философской, психолого-педагогической, юридической литературе. Наиболее полно это определение дает социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений, развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной хозяйственно-экономической деятельности.

Отечественный социолог С.П. Баранов определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социальный институт.

Под социальным институтом понимается организованная система связей и социальных норм, которые объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи, идеалы и цели, под общественными процедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных этических поведенческих рамках.

Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь; отношение к детям; супружеская жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом, умственном и нравственном развитии; семейные нормы, правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев, сестер и т. п.), с помощью которых осуществляется и реализуется семейная жизнь.

Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый социальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций. В социологии выделяются следующие функции социальных институтов:

- функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

- регулятивная функция;

- интегративная функция;

- транслирующая функция;

- коммуникативная функция.

Существуют функции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом пристального исследования социальных структур, а на его основе - определения истинной картины социальной жизни.

Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества.

Что же такое семья как социальный институт? Семья - это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, взаимной и моральной ответственностью. Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Социальные функции семьи обусловлены не только потребностью общества, но и потребностью самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства. Критикуя семью как социальный институт, и во многом справедливо, критики не могут предложить адекватную замену семье.

Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи.

Репродуктивная функция. Эта функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание в связи с тенденцией резкого снижения рождаемости в России в 1990-е годы. Закономерен вопрос: сколько современной семье надо иметь детей для расширенного воспроизводства населения? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в российской семье должно быть три ребенка.

Воспитательная функция. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые. Причем, неизвестно, кто в большей степени подвержен воспитательному воздействию от взаимного общения. В нормальной семье воспитательный эффект от взаимного общения идет на пользу и тем, и другим. Особенно большое значение имеет влияние семьи, семейных отношений на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

- формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального и индивидуального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

- семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни.

- постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием и самообразованием. Хорошие родители воспитываются и обучаются вместе с детьми.

Хозяйственно-экономическая функция. Выполняя её, семья обеспечивает прочные хозяйственно-экономические связи между членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция. Данная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, содержательность досуга, рост реальных доходов. Важно приучать детей участвовать в решении хозяйственных вопросов, регулировании семейного бюджета.

Регулятивная функция. Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль над соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной природной и социальной сущностью семьи как воспроизводства человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

Коммуникативная функция. Все большее значение социологи придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать, Интернет), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.

Досуговая функция. Эта функция осуществляет организацию рационального досуга и контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция ориентирована на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил и отдых. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий, воспитывающий характер.

Социально-статусная функция. Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция. Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Желательно, чтобы эмоциональная атмосфера в семье окрашивалась в позитивные тона.

Функция духовного общения. Предполагает развитие духовных и нравственных качеств членов семьи, духовное взаимообогащение. Практикуются различные формы духовного общения в семье, связанные с посещением музеев, театров, выставок и т.п. и последующий обмен информацией между взрослыми и детьми.

Сексуальная функция. Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

Приведенные нами проблемы далеко не исчерпывают всего круга выдвигаемых жизнью семейных проблем. Российская семья нуждается в поддержке со стороны государства, хотя эта поддержка реализуется в самых разнообразных формах. Особенно остро стоят вопросы, связанные с содержанием и воспитанием детей. Это и материальная помощь со стороны государства, и жилищная проблема, и обеспеченность детскими садами, и чрезмерные цены на детские продукты и товары для детей, и многое другое. Но многое зависит и от самой семьи. Семья как первичная социальная ячейка общества должна прилагать определенные усилия для того, чтобы выживать в непростых жизненных обстоятельствах и обеспечивать нормальные условия для воспитания и развития подрастающего поколения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление педагогическим процессом | Вопросы для повторения. 1. Как Вы считаете, исчерпала ли свои социальные и нравственные ресурсы современная российская семья?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.