Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения




Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Предложение и закон предложения

Спрос и закон спроса.

Тема 5.Спрос и предложение, их взаимодействие. Эластичность.

1. Спрос и закон спроса.

Спрос – это потребность в товарах, обеспеченная средствами покупателя.

Объем спроса – количество товара, которое покупатели согласны купить в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях.

Спрос на определенный товар характеризует изменение в поведении потребителя в ответ на изменение ценовых и неценовых факторов.

Функция спроса - функция, определяющая величину спроса в зависимости от факторов, влияющих на него. Основной фактор, влияющий на спрос – цена единицы товара.

Функция спроса может быть выражена уравнением: QD=f(P),

где QD - объем спроса или количество единиц товара, которое может быть приобретено покупателем; Р- цена единицы товара.

Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:

1. табличным:

Р(грн) Q(шт)
   
   
   
   
   

 

2. Графическим: в виде кривой спроса

 

3.Аналитическим: Qdx=a-b*Px

 

Кривая спроса показывает обратную зависимость между ценой Р(price) и количеством товара Q(Quantity), которое покупатель желает и может купить.

Закон спроса: по мере того, как цена на товар повышается, количество товара, на которое предъявлен спрос, уменьшается и наоборот (при прочих неизменных условиях).

Общепризнанное определение кривой спроса D происходит от английского слова Demand (спрос).

Цена (независимая переменная) откладывается по оси ординат, а спрос (зависимая переменная) - по оси абсцисс. Кривая спроса имеет отрицательный наклон. Это означает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество может быть приобретено покупателями и наоборот.

Кривая спроса (D) показывает, какое количество товара готовы приобрести покупатели по разным ценам за определенное время.

Рыночный спрос определяется как сумма всех индивидуальных спросов при каждом значении цены.

Кривая рыночного спроса характеризует совокупность объемов товара, на которые предъявляется спрос, при условии, что цена удовлетворяет всех покупателей товара.

Кривая рыночного спроса складывается из кривых индивидуального спроса.

 

 

Для индивидуального покупателя кривая спроса d2 выпуклая. При Р1>P2>P3 ((P=const) Q1>Q2, так как наступает насыщение потребности. Для рынка кривая d1 вогнутая. При Р1>P2>P3 Q1<Q2, так как при снижении цены появляются покупатели с более низким уровнем дохода, которые повысят спрос.

 

Отклонения от закона спроса:

1. “парадокс Гиффена“ - во время голода в Ирландии в 19-м веке спрос на картофель, цена которого значительно повысилась, возрос (картофель – продукт бедняков и повышение цены на него заставило их отказаться от других продуктов, перейдя полностью на картофель).

2.Временные отклонения от закона убывающего спроса – при выпуске нового товара с повышенной ценой. После того, как покупатели убедятся, что новый товар не лучше прежнего, спрос возвращается к своему нормальному виду.

3.Эффект Веблена - престижный спрос на дорогие товары, свидетельствующие, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе (дорогие автомобили, индивидуальные модели одежды). Снижение цены может уменьшить их привлекательность и спрос.

Кроме цены на спрос влияют и другие, неценовые факторы:

- доходы потребителей;

- емкость рынка;

- цены и доступность товаров-заменителей (товаров-субститутов);

- цены и доступность товаров, дополняющих друг друга (комплементарных товаров);

- вкусы и предпочтения покупателей;

- ожидание изменения экономических условий;

- особые факторы (погода и другие);

Спрос может быть функцией всех этих факторов:

QD=f(p, p1s,…, pns, p1c,…, pmc, I, Z, W, N, B,…),где QD – объем спроса на товар; Р – цена товара; I – доход; Рs - цена товара-субститута; Рс - цена комплементарного товара; Z - вкусы и предпочтения; W - объективные условия потребителей; N -ожидания потребителей; В - другие факторы

Действие одного или нескольких неценовых факторов сдвигает кривую спроса вправо-вверх или влево-вниз.

В этом случае происходит изменение спроса в целом, то есть спрос на определенный товар изменяется (увеличивается, уменьшается) при каждом значении цены (Р12,…, Рn).

Графически изменение спроса (его увеличение, уменьшение) изображается перемещением кривой спроса D вправо (D1) или влево (D2).

 


2. Предложение и закон предложения.

Предложение на товар характеризует изменение в поведении производителя в ответ на изменение ценовых и неценовых факторов.

Объем предложения - это максимальное количество товара, которое согласен выставить на продажу продавец в единицу времени при определенных условиях.

Функция предложения определяет величину предложения в зависимости от факторов, влияющих на него. Основной фактор, влияющий на предложение - цена единицы товара.

Функция предложения может быть выражена уравнением: QS=f(p), где QS-объем предложения; Р- цена единицы товара.

Функция предложения может задаваться тремя способами:

1. Аналитическим: Qsx=a+b*Px

2. Табличным:

Р(грн) Q(шт)
   
   
   
   
   

 

3. Графическим:

 
 

Между ценой и количеством продаваемого товара существует прямая зависимость: чем выше цена товара, тем больший объем товара будет изготовлен и предложен к продаже, и наоборот.

Эта зависимость называется законом предложения.

(S)-Кривая предложения показывает, какой объем товара могут и желают изготавливать и продавать производители по разным ценам за определенный период. Кривая предложения имеет положительный наклон.

Рыночное предложение определяется как сумма всех индивидуальных предложений. Кривая рыночного предложения (S) складывается из совокупности объемов товара, которые изготавливаются и предлагаются к продаже всеми продавцами товара по соответствующей цене.

Кривая рыночного предложения (S) складывается из кривых индивидуальных предложений.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

- затраты производства;

- технический прогресс;

- цены аналогичных товаров;

- организация рынка;

- стабильность законодательства и определенность правового поля;

- специфические факторы (погода, мода, психологическая мотивация и другие);

- ожидания экономических изменений;

- налоги и дотации;

- наличие производственных мощностей и резервов.

Предложение товара определяется всей кривой предложения (S).

Перемещение кривой предложения (S) вправо S®S1, или влево S®S2 означает, что предложение увеличилось или уменьшилось при той же цене.

Если ни один из факторов, влияющих на предложение, не изменяется, а цена товара изменяется, происходит перемещение по кривой предложения (S) вверх или вниз (при этом функция предложения товара не изменяется, а изменяется его объем).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.