Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды политических систем




Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Аппарат государства есть система государственных органов, вза­имосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы - это исходные идеи, определяющие основ­ные подходы к формированию и функционированию государствен­ных органов. Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государствен­ных служащих признавать, соблюдать и защищать;

2) принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятель­ности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполни­тельную и судебную), который создает механизмы, минимизирую­щие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип законности, который означает обязательность соблю­дения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) принцип гласности, который обеспечивает информирован­ность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работни­ков в деятельности государственного аппарата, гарантирует высо­кий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрокра­тических начал государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централи­зации в государственном управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Политическая система общества - это упорядоченная на ос­нове права и иных социальных норм совокупность институтов (госу­дарственных органов, политических партий, движений, обществен­ных организаций и т.п., в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

в зависимости от полит режима

демократический – свойственны широкое участие населения в формировании органов государственной власти; гарантированность прав и свобод человека и гражданина; связанность государства при принятии решений действующим законодатель­ством. Режиму демократии присуща направленность на урегули­рование социальных противоречий путем достижения компро­мисса между различными слоями и группами населения в рамках законности и правопорядка.

Недемократические политические режимы отличаются оторванностью государственной власти от населения, которое фактически лишено возможности влиять на нее; широким использованием мер прямого насилия, в связи с чем та часть государственного аппарата, которая специализируется на осу­ществлении мер принуждения, разрастается до огромных разме­ров; Недемократические режимы подразделяются на авторитар­ные и тоталитарные

По форме правления

Монархии характеризуются существованием единоличного главы государства (императора, короля, царя, эмира и 'т. п.), власть которого пожизненна и передается по наследству. Они бы­вают абсолютными и ограниченными.

В абсолютной. Монарху принадлежит вся полнота законода­тельной, ислолнительной и судебной власти, выборный предста­вительный орган (парламент), с которым глава государства делил бы свои полномочия, отсутствует

В ограниченной законодательствует парламент, а монарх либо возглавляет исполнительную власть, либо выступает лишь номинальным главой государства («царствует, но не правит»),

В республиках государственная власть осуществляется орга­нами, избранными на срок всем населением или определенной его частью. Республики, в свою очередь, делятся на президент­ские и парламентарные.

В президентских исполнительную власть возглавляет прези­дент, им формируется и ему подотчетно правительство

В парламентарных республиках правительство формируется парламентом и непосредственно перед ним отвечает за свою деятельность.

По Форме государственного устрой­ства

Простые (унитарные) государства состоят из административ­но-территориальных, не обладающих признаками суверенных государственных образований. Здесь единые: гражданство, си­стема высших органов, законодательство и налоговая система

Сложные объединяют государственные образования, обла­дающие определенными суверенными правами.

Сложные государства можно подразделить на федерации и империи.

Особенностью империй является насильственное присоеди­нение к ним отдельных территорий

В федерациях суверенные права субъектов, как правило, одинаковы, пределы вмешательства в их деятельность со стороны федеральных органов четко определены

от общественно- эконом формации

рабовладельческое, феодальное, буржуазное

от правовой системы

к романо-германской правовой семье относятся правовые сис­темы Италии, Франции, Португалии, Германии, и др.

- единая иерархически построенная система источников писа­ного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

- имеются писаные конституции, обладающие высшей юриди­ческой силой;

- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

К англосаксонской правовой семье относят национально-пра­вовые системы Англии, США, Канады, Австралии и др.

Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

- основным источником права выступает судебный прецедент

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

- главенствующее значение имеет право, которое во многом определяет право материальное;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.