Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Негосударственные организации как субъекты политической системы




Государственный аппарат как субъект политической системы.

Этот субъект играет решающую роль в полит. системе, т. к. гос. аппарат(ГА) – ядро полит. системы, т.к. он обладает рядом признаков. Признаки (особенности):

ГА – обязательный субъект полит. системы. (полит. система = гос-во)

Остальные субъекты могут меняться, появляться и исчезать.

ГА – единств. субъект полит. системы, кот-й является носителем гос. суверенитета, поэтому среди др-х субъектов полит. системы он обладает верховенством и независимостью.

ГА – единств. субъект полит. системы, кот-й предназначен быть выразителем общесоциальных интересов. Это свойство объективно, т.к. он должен выполнять часть общих дел, иные субъекты выражают в первую очередь интересы групп.

Единст-й субъект ПС, уполномоч-й принимать решения, в том числе в виде общих правил поведения, кот-е обязательны для всех остальных.

Един-й субъект ПС, обладающий монополией на приминение легитимного насилия.

Экономически самый мощный субъект Полит. системы, т.к. он контролирует гос. собств-ть и гос. бюджет.

Он взаимодействует с другими субъектами. Взаимодействие осущ-ся в зависимости от полит. режима:

А) демократия – ГА создаёт нормативно-прав. базу, определяющую требования к негосудар. субъектам ПС и требования к порядку их функц-ния.

Б) недемокр. Режим – 1. Также создаёт норм.-прав. базу,..

2. в тоталитаризме ГА вмешивается в определение хар-ра приним-х решений субъектами, а также ГА начинает втягивать в сферу политики такие соц. институты, кот-е не относятся к полит. системе. ГА может свести к нулю участие в легальном полит. процессе негосуд. субъектов.

Но эта хар-ка не полна и не точна (т.к. берётся в общем, не касаясь конкр-х госуд-в), т. к. мы исходим из того, что ГА – один, но есть 3 ветви власти, а между ними создаётся иногда напряжение (противоречия), следов-но это влияет на субъект. состав полит. системы.

Обычно: 1) когда мы характеризуем ГА, мы берём несложные случаи – например, простое унитарное гос-во, а не федерацию.

2) Полит. система = гос-во, но этот вывод правилен лишь отчасти, т.к. гос-во может рассматриваться как страна, это хар-ка внутрегосудар-го аспекта. Но есть ещё глобальная полит. система (международ-я – пример, полит. система Европ. Союза), т.е. на мир. арене выступают не гос. аппараты, а гос-ва в целом.

Обществен-е объединения – это добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования созданные по инициативе граждан, объединяющиеся на основе общности интересов.

Признаки:

1. Добровольность.

2.самоуправление

3. некоммерческие

4. по инициативе граждан

5. на основании общности интересов

Виды обществ-х объединений:

1. обществ-я орг-ция

2. обществ-е движение:

а) массовость, б) отсутствие членства

3. общест-й фонд:

а) не имеет членства, б) цель – формирование имущества

4. общест-е учреждение – для оказания опред. вида услуг

5. орган обществ-й самодеятельности.

а) не имеет членства, б) цель- совмест-е решение соц-х проблем по месту жительства (работы, учёбы)

Народный фронт – объединение различ-х орг-ций на одной общедемократич-й платформе.

Самые важные общ-е объединения – это партии.

Партии – это объед., имеющие спец. соц. регул.

Основа создания – идеология и полит. взгляды. Полит. Партии содейст-т выявлению воли народа. Задача- участие в формировании органов власти.

фиксированное индивид-е членство

Типы: критерий – функциональность.

партия политический авангард. (лидер)

партия – для участия в выборной компании (времен-я)

парламентская партия – а) подготовка к выборам, б) контроль за парламентом

партия клуб-партия общения.

Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной террито­рии, направленная на решение вопросов местного значения в интере­сах жителей данной территории.

Политическая партия - это наиболее активная и организован­ная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политичес­кую власть.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на поли­тическую жизнь и организацию общества. В политической системе. как правило, действуют несколько партий, что связано с противоре­чиями между классами и социальными слоями, борьбой за преиму­щества в осуществлении именно своей политики.

Общественно-политическое движение - это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных со­циальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельнос­тью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их устав­ными нормами и программными устремлениями, а также не имею­щие четко выраженных политических интересов.

Отличие общественно-политических движений от политических партий:

2) общественно-политические движения, как правило, придер­живаются только одной политической концепции и добиваются ре­шения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение пре­кращает свое существование);

4) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к ре­шению своих проблем (при борьбе за власть общественно-полити­ческое движение трансф-руется в политическую партию);

Государство и группы давления

Группа давления - общественное объединение, активно доби­вающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целе­направленного воздействия на структуры политической власти.

Группы давления - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (например, профсоюзы).

33. Правовое государство: понятие и принципы

Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж­данина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права го­сударственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип закреплен в Конституции РФ, где установ­лено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданин ну возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и граж­данина являются первичными, естественными, в то время как воз­можность осуществления функций государственной власти высту­пает вторичной, производной.

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использовани­ем следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов:

- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

- федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

- верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполни­тельной власти);

- взаимной ответственности государства и личности и т.д. Кроме них можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и право­вой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу­ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж­данского общества и государства, предполагающая разрушение мо­нополии государства на власть с одновременным изменением соот­ношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

34. Современное российское государство: функции и форма.

Функции государства - это основные направления деятельнос­ти государства по решению стоящих перед ним задач.

Понятие функции государства не следует отождествлять с таки­ми понятиями, как:

1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, следовательно, цели и задачи определяют функции;

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций много­численных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охваты­вают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена ра­бота всего государственного аппарата и каждого органа в отдель­ности).

В зависимости от продолжительности действия функции госу­дарства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имею­щей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка,

2) экономическая;

3) налогообложения;

4) социальной защиты;

5) экологическая;

6) культурная.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:

1) оборона страны;

2) поддержание мирового порядка;

3) сотрудничество с другими государствами и тл.

форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатичес­кие условия, национально-исторические и религиозные особеннос­ти, культурный уровень развития общества и т.п. Элементами формы государства выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и орга­низации высших органов государственной власти, их взаимоотноше­ния друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориаль­ную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, фе­деративные и конфедеративные);

3)-политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств-осуществления государствен­ной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и анти­демократический политические (государственные) режимы).

Демократический, авторитарный и тоталитарный




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.