Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиции и эффект мультипликатора




Прирост инвестиций приводит к приросту дохода. Однако, как показывает практика, доход растет гораздо интенсивнее, чем растут инвестиции. Если инвестиции вырастают на какую-то величину, то для того, чтобы получить рост дохода, необхо­димо эту величину умножить на определенное число, называе­мое мультипликатором.

Мультипликатор (множитель)это коэффициент, на который нужно помножить прирост инвестиций, чтобы получить прирост дохода.

Поскольку не только инвестиции, но и любой компонент автономных расходов (потребление, инвестиции, государст­венные расходы, чистый экспорт) может давать точно такой же эффект на доход, его называют мультипликатором автономных расходов.

Рассмотрим эффект мультипликатора, предположив, что государство осуществляет свои автономные инвестиции в эко­номику в размере 1000 у.е., при этом предельная склонность к сбережению равна 0,2.

Итак, 1000 у.е. попадает в экономику. Например, следуя Кейнсу, предположим, что это инвестиции в общественные работы. Тогда те, кто участвует в общественных работах, по­чувствуют себя на 1000 у.е. богаче. Они захотят увеличить свое потребление. Однако все 1000 у.е. они потребить не смогут, так как в соответствии с предельной склонностью к сбережению 0,2, — 20% от дохода они должны сберечь.

Таким образом, расширение их потребления составит 80%, т.е. 800 у.е., которые будут предъявлены в виде потребитель­ского спроса. Предположим, что на них будут закуплены про­довольственные товары. Тогда занятые в сфере производства продовольственных товаров почувствуют себя на 800 у.е. бога­че и расширят свое потребление. На сколько? На 640 у.е., т.е. на 80% от 800 у.е., а 160 у.е. они будут сберегать в соответствии с предельной склонностью к сбережению.

Возникает цепная реакция: первоначальные автономные инвестиции государства в размере 1000 у.е. порождают процесс развертывания потребления:

1000 + 800 + 640 + 512 +... = 5000.

5000 — это предел суммы геометрической прогрессии, которую мы в данном случае рассматриваем: 1000 + (1 + 0,8 + 0,82 + 0,83 + 0,84 +...) = 1000 х 1/(1 - 0,8) - 1000/0,2 = 5000.

Итак, произошло пятикратное по сравнению с первона­чальными государственными инвестициями увеличение дохо­да. Мультипликатор равен 5.

От чего же зависит величина мультипликатора? От пре­дельной склонности к сбережению. Чем ниже предельная склон­ность к сбережению, тем сильнее эффект мультипликатора. Можно выразить это формулой:

K=1/MPS=1/(1-MPC)

где к — мультипликатор.

Итак, мультипликатор автономных расходов — это отно­шение изменения равновесного дохода к изменению любого компонента автономных расходов.

Первоначальный инвестиционный импульс, «запускаю­щий» эффект мультипликатора, может исходить со стороны как частного сектора, так и государства. Кейнс предлагал в го­ды Великой депрессии осуществлять государственные инве­стиции в общественные работы, так как в ситуации тотального перепроизводства инвестировать в производственный сектор было бессмысленно. Инвестиции же в общественные работы создавали платежеспособный спрос без создания дополнитель­ной массы товаров, а именно создание платежеспособного спроса — первоочередная задача в ситуации кризиса перепро­изводства.

 

 

ТЕМА7: Финансы и финансовая система

1. Финансы: признаки и функции

2. Финансовая политика и ее элементы

3. Финансовая системы: сферы и звенья

 

1. Финансы: признаки и функции

Финансы – историческая категория, они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения НД.

Финансы охватывают лишь те отношения, которые связаны с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (объекты финансов):

- к децентрализованным фондам относятся бюджеты предприятий и бюджеты семей (домашних хозяйств), формируемые за счет оплаты труда, социальных трансфертов из централизованных фондов;

- к централизованным относятся денежные средства аккумулированные на общегосударственном уровне. Бюджет государства (ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ), государственный кредит, фонды страхования.

Можно выделить следующие основные признаки финансов:

· экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег (деньги выступают материальной основой существования финансов);

· в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства, их использование.

Субъектами финансов выступают: домашние хозяйства, предприятия, государство.

В состав финансовых ресурсов входят: собственные средства, мобилизованные на рынке, средства, поступающие в порядке перераспределения.

Объем финансовых ресурсов зависит ВВП и НД.

Функции финансов – это проявление их сущности в действии.

Две основные функции финансов – распределительная и контрольная – осуществляются ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и НД и контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости производственного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, созданием фондов денежных средств. Распределение как стадия воспроизводства общественного продукта следует за стадией производства, а финансы, опосредствуя этот процесс. Обеспечивают образование, распределение и – на стадии обмена – использование доходов и накоплений.

2. Контрольная функция финансов неотделима от распределительной функции и обслуживает не только распределительные отношения, но также и смену форм стоимости в кругообороте средств предприятия.

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

 

2. Финансовая политика и ее элементы

В условиях развития экономики государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, которая представляет собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

1. Выработка научно обоснованной концепции развития финансов

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период

3. Разработка конкретных путей реализации основных направлений финансов

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

1. по территориальному критерию выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику;

2. по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику;

3. в зависимости от объектов воздействия выделяю финансовую политику субъектов хозяйствования и финансовую политику государственных и муниципальных финансов.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, денежно-кредитная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

 

3. Финансовая система: сферы и звенья

 

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств.

Таблица – Структура финансовой системы РФ

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
ОБЪЕКТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (отрасли и звенья финансовых отношений) СУБЪЕКТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (органы управления системой финансов РФ, их финансовые права и обязанности)
СИСТЕМА ФИНАНСОВ Органы (субъекты) публичной власти, осуществляющие управление системой финансов Органы (субъекты) управления частнохозяйственными финансами
Публичные финансы Частнохозяйственные финансы Органы законодательной власти РФ (Федеральное собрание, Совет Федерации, Госдума РФ, их финансовые комитеты) Президент РФ, (Аппарат Президента РФ) Правительства РФ (Федеральные министерства, службы, агентства) Главы и органы управления коммерческих организаций, их финансовые службы и менеджеры
Система бюджетов Финансы коммерческих организаций Счетная палата РФ Главы администраций субъектов РФ Министерство финансов, его агентства и службы Главы и финансовые службы некоммерческих организаций
Система ГВБФ Финансы некоммерческих организаций Банк России и его региональные управления Аппарат глав администраций Федеральное казначейство и его региональные управления Главы страховых компаний, их службы и менеджмент
Государственный (муниципальный) кредит Финансы домашних хозяйств Межбанковская валютная биржа Администрации (правительства субъектов РФ) Федеральная таможенная служба Главы профессиональных участников рынка ценных бумаг, их службы и менеджмент
Государственные финансовые резервы (фонды) Страховой, фондовый, кредитный рынок (финансы их профессиональных участников)   Департаменты (министерства) Управление ГВБФ Главы кредитных организаций, их службы и менеджмент
    Финансовые службы и агентства др министерств Домашние хозяйства
Главы администраций, представительные и исполнительные органы местного самоуправления Финансовые органы муниципальных образований Местные отделения региональных финансовых органов и служб    
               

ТЕМА 8: Налогово-бюджетная политика

1. Государственный бюджет и его структура

2. Налоги и их разновидности. Кривая Лаффера

3. Налогово-бюджетная политика правительства

4. Бюджетный дефицит и способы его покрытия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.