Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1. Вступительная лекция

Взгляды Н.Я. Данилевского разбираем сомостоятельно.

Во второй половине XIX века получил развитие русский материализм – Менделеев, Сеченов, Мечников. Он был ориентирован на философское осмысление результатов естествознания.

В конце XIX века получило развитие такое направление как русский космизм. Его представители: К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров. К.Э.Циолковский выдвинул идею о возможной населенности космоса живыми разумными существами. Он призывал к активному освоению космического пространства и расселению человечества в космосе. Философские взгляды ярчайшего представителя философии космизма Н.Ф. Федорова (философия общего дела) изучаете самостоятельно.

Особое место в развитии русской философии в XIX веке занимала религиозная философия. Духовным источником этой философии было православие, в центре внимания находились темы Бога и человека, взаимоотношений между ними.

Для русской религиозной философии характерные следующие темы и идеи:

· Идеи соборности (коллективизма).

· Всеохватный характер. В ней были глубоко осмыслены такие вопросы как Бог, свобода, творчество, соборность, гуманизм и его кризис, смысл жизни и призвание человека.

· Присутствовала тема апокалипсиса, то есть завершение земной истории и перехода ее в новое состояние – царствие Божье, вечный мир.

Яркие представители: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и др.

В.С. Соловьев создал целую систему религиозно-философского мировоззрения – философия всеединства. Суть философии всеединства разбираем самостоятельно.

В советское время (1917 – 1991 гг.) философия развивалась под непосредственным влиянием коммунистической партии и была поставлена на службу политики. Значительная часть русских философов в 1922 году была вынуждена уехать зарубеж. В советское время единственным философским течением был марксизм. Таким образом это время было застойным для русской философии. Ее возрождение стало возможным только в конце XX века.

 

Для самостоятельного изучения рекомендую книгу: Философия. В вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

 

 


 


[1] История философия. Учеб. пособие для вузов/ А. Н. Волков, В.С. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В,М, Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: «Издательство ПРИОР», 1997. С.

Тема: Содержание и задачи гигиены. Окружающая среда и здоровье населения. Гигиенические проблемы и экология. Научные основы гигиенического регламентирования и прогнозирования.

 

Здоровье населения – национальное богатство любой страны. Поэтому забота об охране здоровья населения, постоянном его улучшении, является важнейшей государственной задачей. (О чем и говорится в ст. 41-2 Конституции РФ, где наряду с декларированием права граждан РФ на охрану здоровья, подчеркивается, что «поощряется и финансируется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-гигиеническому благополучию».)

Ведущая роль в деле сохранения здоровья населения принадлежит медицине, и, прежде всего, ГИГИЕНЕ, как одной из ведущих профилактических дисциплин.

Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья населения. Слово «Гигиена» (от греческого hygienos – приносящий здоровье) происходит из древнегреческой мифологии, от имени дочери бога здоровья Эскулапа – Гигиеи, которая проповедовала предупреждение заболеваний путем организации здорового образа жизни и закаливания.

Гигиена – это медицинская профилактическая дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды (природных, антропогенных, социальных) на организм человека и общественное здоровье и разрабатывающая мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и создание оптимальных условий для жизнедеятельности человека.

Гигиена как наука преследует великую и благородную цель, которую очень точно выразил английский гигиенист Э.А.Паркс, - «сделать развитие человеческого организма наиболее совершенным, жизнь наиболее сильной, увядание наименее быстрым, а смерть наиболее отдаленной…»

Идеал гигиены – здоровый, сильный, жизнерадостный человек, с высокой работоспособностью.

Предметом гигиены, объектом ее исследования является, в отличие от клинических дисциплин, здоровый человек, отдельные коллективы или общество в целом, которые подвергаются действию совокупности факторов окружающей среды.

Основными задачами гигиены, как науки, являются:

1. Выявление и изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека, их качественная и количественная характеристика, режим воздействия на организм человека или коллектива.

2. Изучение влияния, выявление закономерностей действия факторов среды на организм человека и здоровье:

фактор организм заболеваемость

 

 

Изучением влияния факторов внешней среды на организм человека занимаются и другие медицинские науки (патологическая физиология, пат. биохимия, пат. анатомия и др.). Они изучают в основном патогенетические механизмы проявлений неблагоприятного действия факторов, не давая, не оценивая, не выявляя количественные закономерности этого действия как самого фактора, так и количественных изменений в организме в зависимости от интенсивности фактора.

Гигиена как наука изучает характер действия факторов, устанавливает зависимость эффекта от величины дозы фактора, времени его воздействия, т.е. устанавливает зависимость «интенсивность – время – эффект».

При этом основная задача сводится к определению так называемых пороговых и подпороговых уровней. т.е. уровней воздействия фактора, при которых обнаруживаются начальные признаки патологических реакций организма на действие фактора.

3. На основе выявленных закономерностей неблагоприятного действия факторов гигиена научно обосновывает мероприятия (рекомендации, правила, нормы) по уменьшению, снижению или исключению отрицательного воздействия вредных факторов и усилению положительно действующих факторов на здоровье населения и условия их жизни, труда и быта, т.е. гигиена проводит гигиеническую регламентацию, нормирование факторов окружающей среды.

4. Научное прогнозирование санитарно-гигиенической ситуации для отдельных коллективов, регионов и страны в целом на ближайшую и отдаленную перспективу.

 

Для решения задач, указанных выше, гигиена пользуется различными методами исследований, основными из которых являются:

1. Метод санитарного обследования и описания – позволяет дать качественную характеристику состояния окружающей среды. Это – специфичный для гигиены, как научной дисциплины, метод.

2. Физические методы – используются для количественной характеристики физических факторов (например, интенсивности теплового излучения, шума, вибрации, СВЧ-излучения, ионизирующих излучений и т.д.)

3. Химические методы – для количественной оценки (т.е. определения концентраций) химических веществ в воде, воздухе, почве, продуктах питания и т.д.).

4. Микробиологические и биологические методы.

5. Экспериментальные методы (например, токсикологический эксперимент).

6. Клинические методы – медицинские обследования.

7. Эпидемиологические методы – используются для выявления закономерностей распространения неинфекционных заболеваний (злокачественных новообразований, эндемических заболеваний и т.д.).

8. Статистические методы.

При решении конкретных гигиенических задач одновременно используется группа различных методов, т.е. применение их (методов исследования) носит комплексный характер.

Практическое претворение в жизнь гигиенических правил и мероприятий называют САНИТАРИЕЙ (от лат. sanitas – здоровье). Если гигиена – это наука о сохранении здоровья, то санитария – практическая деятельность, с помощью которой достигаются цели гигиены.

Достижения гигиены внедряются в практику путем проведения гигиенических мероприятий, которые должны соблюдаться и выполняться всеми организациями, учреждениями и частными лицами.

Для проведения гигиенических мероприятий необходимо законодательство, которое обязывало бы их осуществлять. Таким основным законом в РФ является принятый в 1999 году Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с ним «под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности».

В указанном Законе также определены условия, которыми обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие, определены полномочия субъектов Федерации, права и обязанности граждан, предприятий и организаций по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия, указана ответственность за нарушение санитарного законодательства РФ.

Кроме указанного Федерального Закона, основополагающим документом по вопросам гигиены и санитарии является «Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации». Санитарное законодательство РФ включает и другие нормативно-правовые акты, основными из которых являются:

- Гигиенические нормативы факторов окружающей среды для различных объектов (Предельно-допустимые концентрации (ПДК), Максимально-допустимые уровни (МДУ), Допустимые содержания (ДСД) и т.д.);

- Санитарные правила и нормы (СанПиН);

- Государственные общероссийские стандарты (ГОСТы, ГОСТ-Р);

- Методические указания (МУ).

Все они должны соблюдаться, выполняться учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами.

 

Значимость гигиены для врачей лечебного профиля.

Знание гигиены как одной из профилактических дисциплин важно для врачей лечебного профиля, которые в своей деятельности помимо оказания лечебной помощи должны и будут проводить и профилактические мероприятия. Профилактическое направление является одним из ведущих принципов медицины.

Под профилактикой в широком смысле понимается комплекс государственных, социальных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, воспитание здорового молодого поколения, увеличение трудового долголетия.

В основе профилактики лежит принцип единства и взаимосвязи организма и окружающей среды.

По содержанию и задачам профилактика может быть первичной и вторичной.

Первичная профилактика ставит задачу предупреждения заболеваний у здоровых людей, т.е. предупреждение самих условий, непосредственных причин возникновения болезней (предупреждение воздействия факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в организме человека). Гигиена как раз и осуществляет первичную профилактику.

Вторичная профилактика проводится среди заболевших людей. Её целью является ранняя диагностика и своевременное лечение возникшего заболевания на начальной стадии его развития, а также предупреждение прогрессирования болезни и ее последствий (осложнений, перехода в хроническую форму и т.д.). Именно эту профилактику проводят врачи лечебного профиля.

 

Возвращаясь к определению гигиены как медицинской профилактической дисциплины, вспомним, что одной из ее задач (или направлений) является изучение факторов окружающей среды. Попробуем разобраться в основных понятиях.

Под окружающей средой понимается часть биосферы, представляющую собой целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает биологическая и социальная деятельность людей.

Понятие окружающая среда включает природные, социальные, антропогенные (искусственно создаваемые человеком) физические, химические, биологические факторы, т.е. все то, что прямо или косвенно воздействует на жизнь и деятельность людей.

 
 

 

 


 

 


Природная среда включает природные факторы, т.е. те, которые существуют вне желания человека и являются частью биосферы. К ним относятся воздух, вода, почва, солнце со всеми видами излучений, природно-климатические факторы и т.д.

Техногенная среда включает искусственные, т.е. созданные человеком (антропогенные) факторы – условия труда, жилище, одежда, здания, производственные сооружения, технологические процессы, одним словом все то, что создается человеком в процессе выполнения им общественного труда.

Социальная среда – характер общественно-политических и экономических отношений в обществе, уровень заработной платы, качество и доступность медицинской помощи, религия, наличие социального неравенства и т.д.

Биосфера – более широкое понятие, которое включает в себя и понятие «окружающая среда». Биосфера – часть земного шара, в пределах которой существует и развивается жизнь.

Собственно биосфера включает аэробиосферу или приземный слой атмосферы высотой 20 – 30 км; литосферу – т.е. слой земной коры до 7 – 10 км и всю гидросферу. Современная концепция биосферы разработана и сформулирована русским ученым В.И.Вернадским.

Биосфера представляет собой сложную систему постоянно взаимодействующих живых и неживых (биотических и абиотических) компонентов природы и является объектом изучения различных отраслей науки.

Медицинские науки, и, прежде всего гигиена, изучают более узкую часть биосферы, в которой проживает и постоянно с ней взаимодействует человек, образуя постоянную и динамическую систему с обратной связью «Человек – Окружающая среда».

       
 
   
 

 


 

Для нормальной жизнедеятельности организма необходимы определенные условия окружающей его среды. Еще И.М.Сеченов говорил, что «организм без внешней среды, которая подразумевает его существование, немыслим».

Человек подвергается воздействию множества непрерывно меняющихся факторов окружающей среды. Однако обычные их изменения не вызывают патологических проявлений (реакций), так как организм приспосабливается к ним. Между организмом и окружающей средой в каждый данный момент устанавливается динамическое равновесие. Заболевание (патологическая реакция) возникает тогда, когда это равновесие нарушается, в чем ведущую роль играет необычное по силе или качеству воздействие факторов окружающей среды, когда происходит нарушение компенсаторно-приспособительных (адаптационных) механизмов.

С развитием производства возрастает воздействие человека на природную среду, которое становится все более значимым. Происходит глобальное ее разрушение (загрязнение – частный случай разрушения), которое отрицательно воздействует не только на человека, но и на биосферу в целом. Измененная биосфера оказывает влияние на взаимосвязь живых организмов и окружающей среды (вспомним, что это – система с т.н. «обратной связью»). Человек, таким образом, получает в ответ на разрушение окружающей среды неадекватное по силе или качеству обратное воздействие, к которому не приспособлен. Отсюда – заболевание. (Примеры – глобальное потепление, озоновые дыры, проблема утилизации ядерных отходов).

Наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают, называется экологией.

 

Следующим направлением (или задачей) гигиены является установление характера и механизмов действия на организм человека тех или иных факторов окружающей среды. При этом необходимо отметить принципиально различный характер такого действия для природных и антропогенных факторов. Напомним, что под природными факторами окружающей среды понимаются факторы, составляющие естественный фон биосферы, присутствие которых в окружающей среде в определенных количествах является обязательным условием нормальной жизнедеятельности организма. Для них характерна зона оптимума биологического действия. Сущность действия на организм природных факторов, в отличие от антропогенных, заключается в нелинейной – параболической – зависимости биологических эффектов от дозы.

 

Эффект С В

 

Порог неблагоприятного

действия

       
 
 
   

 


А Доза

 
 


0,01 0,1 1,0 10,0

Пример зависимости «доза – эффект» для металлов, АВ – S-образная зависимость «доза – эффект», характерная для антропогенных факторов, в частности, химических веществ, СВ – для природных факторов (например, температуры воздуха), данная зависимость приближается к параболе. S-образная зависимость «доза – эффект» позволяет установить оптимальные дозы воздействия (0,1 – 1,0), в пределах которых изменения в организме не выходят за рамки физиологических колебаний и характеризуются как «нормальные». Уменьшение (для природных факторов) или увеличение (как для природных, так и для антропогенных факторов) дозы воздействия вызывает неблагоприятные изменения, которые при достаточной длительности воздействия могут перерасти в патологические.

 

Как было сказано выше, третьим направлением (задачей) гигиены является гигиеническое нормирование, то есть установление безопасных для организма уровней воздействия того или иного фактора окружающей среды. Этой задаче подчинены как изучение факторов окружающей среды, так и оценка характера их воздействия. Гигиеническое нормирование – это процесс разработки и обоснования так называемых гигиенических нормативов – ГОСТов, СанПиНов, ПДК, МДУ и др. (см. выше). Процесс гигиенического нормирования основывается на следующих основных принципах:

1. Государственный характер гигиенического нормирования;

2. Гарантированность;

3. Пороговость;

4. Примат медико-биологических показателей перед технической достижимостью норматива;

5. Этапность;

6. Комплексность;

7. Динамичность;

8. Учет критерия вредности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русская философия | Тема: Погода и климат, их влияние на организм человека. Гелиометеотропные реакции и заболевания. Акклиматизация. Закаливание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.