Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма в условиях олигополии. Модель сговора




Монополистическая конкуренция в долгосрочном периоде

Поведение монополии в долгосрочном периоде характеризуется следующими особенностями. Поскольку отсутствуют барьеры на вхождение в отрасль, при наличии экономической прибыли новые фирмы будут открывать здесь свое производство. По мере вхождения новых фирм кривая спроса на продукцию каждой прежней фирмы начинает поворачиваться влево, а вместе с ней ста-новится более пологой и кривая предельного дохода. Этот поворот кривых продолжается до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касаться кривой средних издержек. В этой точке касания будет устранена экономическая прибыль, а следовательно, прекратится приток в отрасль новых капиталов и новых фирм. Все фирмы отрасли теперь будут получать только нормальную прибыль, поскольку цена равновесия установилась на уровне средних издержек (таблица 4.4.). Точка Е на рисунке – точка долгосрочного равновесия фирмы при монополистической конкуренции.

Точка равновесия не соответствует наименьшей величине средних долгосрочных издержек, пос-кольку кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции. Поэтому цена не рав-на минимальному уровню долгосрочных средних издержек, а значит, при монополистической кон-куренции не достигается производственная эффективность.

Монополистическая конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совер-шенной, практически не встречающейся в реальной жизни. Монополистическая конкуренция – это наиболее распространенный тип рыночных отношений.

 

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции и по многим показателям напоминает чистую монополию. Отличительным признаком олигополии являются следующие:

1) в отрасли доминируют несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти);

2) эти фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;

3) продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным;

4) вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

5) кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров вхождения в отра-сль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

Модель сговора. Множество фирм в условиях совершенной или монополистической конкурен-ции не могут прийти к соглашению и ведут между собой острую борьбу преимущественно в обла-сти цен. В отличие от них 2 – 4 фирмы-олигополиста могут напрямую договориться о совместной стратегии и тактике, установить выгодные каждому партнеру цены и поделить рынок между со-бой, определив оптимальный размер отраслевого предложения и долю каждого участка в отрасле-вом производстве.

Группа фирм, осуществляющих раздел отраслевого рынка и совместно принимающих реше-ния о ценах и объеме производства, называются картелем.

Чтобы картельное соглашение работало, необходимо, чтобы, во-первых, спрос на продукт карте-ля был неэластичным по цене, а у самого продукта не было близких заменителей. Во-вторых, кар-тель действует, если все его участники соблюдают установленные правила игры. Фирма-отступ-ник получает несомненные конкурентные преимущества, но рискует серьезно испортить отноше-ния с бывшими партнерами.

 

 

- 20 -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.