Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана атмосферного воздуха




Правовая охрана животного мира

Правовая охрана и защита лесов

Лесной кодекс разграничивает понятия охраны и защиты лесов.

Охрана лесов – это комплекс мер и мероприятий по предупреждению, борьбе и ликвидации последствий лесных пожаров и лесонарушений.

Защита лесов – это комплекс различных мер и мероприятий по предупреждению и борьбе с вредителями (насекомыми) и болезнями леса.

В отличие от горного и водного законодательства лесное законодательство более чётко формулирует обязанности лесопользователей по охране леса от пожаров и защите от вредителей и болезней. Ст.93, 99, 101 ЛК РФ.

Организация проведения мероприятий возлагается на Лесную охрану (Лесная охрана – это специализированное подразделение МПР).

 


Понятие правовой охраны животного мира закреплено в ст.1 ФЗ «О животном мире».

Основные направления охраны:

1) охрана видового разнообразия и видообразия (ст.21, 25, 26 ФЗ):

ü создание особо охраняемых природных территорий

ü запрет на охоту и рыболовство

ü занесение в Красную книгу

2) охрана среды обитания

3) регулирование численности животных

4) охрана животного мира при осуществлении производственных процессов (особенно это актуально для Дальнего Востока, Сибири).

Инструкция Роскомрыболовства 1995 года «О порядке осуществления контроля за эффективностью рыбозащитных устройств и проведении наблюдений за гибелью рыбы на водозаборных сооружениях».

 

ФЗ от 4 мая 1999 года в ст.1 содержит определение.

Атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Охрана атмосферного воздуха – это система мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду.

Действуют международные правовые документы по охране озонового слоя:

ü Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

ü Конвенция об охране озонового слоя и Манреальский договор к нему 1985 – 87 гг.

 

Положения:

О государственном учёте источников воздействия на атмосферный воздух

О порядке утверждения и принятия нормативов воздействия на атмосферный воздух

 

Направления охраны атмосферного воздуха:

1) охрана атмосферного воздуха от загрязнения

2) охрана атмосферного воздуха от физических воздействий.


Тема: Организационный механизм охраны окружающей среды (управление в экологической сфере)

 

1. Понятие и общая характеристика управления в области природопользования и охраны окружающей среды

 

Слово «управлять» означает направлять общий ход движения.

Управление – это целенаправленное воздействие на сложную систему.

Управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает их целостность, достижение стоящих перед ними задач, сохранение структуры и поддержание должного режима деятельности.

Управление необходимо для устранения хаоса, беспорядка.

В социальном управлении существует 2 подсистемы:

1) управляемая (объект управления)

2) управляющая (субъект управления).

Социальное управление – это воздействие одних людей на других с помощью информации в целях устойчивости социальных систем и их развития.

Особенности социального управления:

1) это управление людьми

2) это способность обеспечивать преобладание (доминирование) одной воли над другой при помощи власти. Власть – это средство управления.

3) высокая степень автономии (независимости) управляемых. Этим социальное управление отличается от управления в экологических системах.

4) осознанность (сознательность) управления

5) использование негенетического способа передачи, обработки и хранения информации.

Соотнесение понятий «администрация» и «управление»

Эти понятия изначально рассматриваются как тождественные.

Слово «администрация» означает руководство, управление.

Администрация – это аппарат, органы, совокупность лиц, которые руководят людьми.

Администрирование – это деятельность, которую осуществляет администрация (т.е. аппарат).

Административная власть – это средство, которое использует администрация для управления людьми.

Виды управления:

1) в зависимости от объекта управления:

1) управление людьми (социальное управление)

2) управление предприятием, т.е. имуществом

3) управление какой-либо сферой социальной жизни (определённым видом деятельности) и т.д.

2) по виду администрации (по субъекту управления):

1) государственное управление

2) муниципальное (местное самоуправление)

3) частное (внутрихозяйственное):

ü коммерческое

ü некоммерческое

3) по форме собственности на объекты управления:

1) государственное управление

2) муниципальное (местное самоуправление)

3) частное (внутрихозяйственное): 1) коммерческое и 2) некоммерческое.

В данной теме рассматриваются только публичные виды управления.

Цели публичного управления в социальной сфере:

1) реализация публичной власти на соответствующей территории и права государственной или муниципальной собственности на природные ресурсы

2) обеспечение реализации и защиты основных экологических прав и свобод человека и гражданина

3) обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Правовые основания публичного управления в экологической сфере:

1) государство (муниципальные образования) наделены, обладают властью

2) преобладание публичных форм собственности на природные ресурсы

3) принцип разделения государственной власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную

4) публичный характер экологических отношений, в силу которого государство обязано обеспечивать экологические права и свободы человека и гражданина.

Управление в экологической сфере – это исполнительно-распорядительная и организационная деятельность, направленная на реализацию принадлежащих публично-правовым образованиям как субъектам политической власти и собственникам природных ресурсов прав в целях обеспечения законности и правопорядка в сфере природопользования и защиты окружающей среды.

Публично-правовые образования – это РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Управление в экологической сфере динамично и постоянно развивается – это связано с общественными отношениями; с изменением основных целей и задач управления, субъектов управления (органов управления), функций управления (направлений деятельности, обеспечивающих реализацию целей) и методов управления.

Этапы в развитии управления в экологической сфере:

1) послереволюционный этап (октябрь 1917 г. – 1990 г.)

2) с 1990 г. по 2000 г.

3) с 2000 г. по настоящее время.

Первый этап

(с октября 1917 г. по 1990 г.)

В условиях единой исключительной государственной собственности на природные ресурсы управление в этот период характеризуется следующим:

1) административно-командная система управления природопользованием

2) отсутствие экономических методов управления

3) отсутствие специально уполномоченных органов управления природопользованием, когда контрольно-надзорные функции в данной сфере осуществляли так называемые «хозяйственные министерства и ведомства». Цель управления – обеспечить природопользование, т.е. изъятие природных ресурсов.

 

Второй этап

(с 1990 г. по 2000 г.)

За эти 10 лет в сфере управления было сделано очень много.

I. В условиях демократизации меняется система органов и методов управления. Это связано с ранее принятым актом – Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 года «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», согласно которому:

1) создаются специально уполномоченные органы управления в области охраны природы – Государственный комитет СССР по охране природы (Госкомэкология).

Госкомэкология РФ создан в 1990 году.

2) создаются поресурсные специально уполномоченные органы управления: земельным фондом (Госкомзем), недрами (Госкомнедра), водным хозяйством (Госкомвод), лесным хозяйством, в сфере рыболовства, охотничьим фондом.

За 10 лет структура специально уполномоченных органов пересматривалась около 5-и раз.

Проблемы:

1) дублирование полномочий

2) постоянные пересмотр штатной численности, штатного состава.

II. Предусматривается система экономических мер в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

1) планирование финансирования природоохранных мероприятий

Впервые отдельной строкой в бюджете предусмотрены расходы на проведение природоохранных мероприятий.

Долгое время на эти нужды отводилось менее 1% бюджета, потом – 1%, потом – 8%.

2) создание и функционирование экологических фондов, которые имели статус государственных внебюджетных фондов. Экологические фонды аккумулировали средства:

ü поступающие в виде штрафов за административные правонарушения

ü средства от реализации орудий, предметов противозаконной деятельности

(охоты, рыболовства) и т.д.

Данные средства направлялись на:

1) переоснащение предприятий (установку очистительных сооружений, смену технологий)

2) компенсации вреда здоровью гражданам, причинённого экологическими правонарушениями

3) различные образовательные программы, подготовка экологических кадров и др.

3) внедрение экологического страхования

По этому поводу нет специального закона, есть упоминания о страховых рисках в

ФЗ «О недрах», ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя», ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ «Об атомной энергии», ФЗ «О радиационной безопасности».

Добровольное экологическое страхование устанавливается ГК РФ.

4) развитие рынка экологических услуг

Например: проведение экологической сертификации, выдача экологических паспортов предприятиям, экологическое аудирование.

По данному вопросу отсутствует специальное законодательство, регулируется только на ведомственном уровне.

5) экономическое стимулирование – это повышение материальной заинтересованности природопользователей в проведении природоохранных мероприятий.

Предполагается финансирование со стороны государства – налоговые льготы (реально в этом вопросе – пробел в законодательстве).

 

III. Несмотря на провозглашение многообразия форм собственности на природные ресурсы государство сохраняет рычаги управления в экологической сфере в силу публичного характера экологических отношений, но заменяет методы сплошного администрирования (указаний и руководства) на усиление государственного экологического контроля и надзора. Государство видит свою задачу в том, чтобы усилить контроль, а в остальном предоставить самостоятельность субъектам природопользования.


Третий этап

(с 2000 г. по настоящее время)

В условиях возможной приватизации иных (кроме земли) природных ресурсов, необходимости рассчитываться по долгам перед мировым сообществом и проведения административной реформы (сокращение аппарата в целях снижения нагрузки на бюджет, желание концентрировать политику в руках правительства):

1) происходит дальнейшая демократизация управления природопользованием

Упраздняется самостоятельный орган управления охраны окружающей среды, его функции передаются Министерству природных ресурсов (в том числе до марта 2004 года – по государственному экологическому контролю).

2) сокращение количества экономических мер регулирования

ü упразднение федерального экологического фонда (средства теперь напрямую

поступают в бюджет). В некоторых субъекта РФ данные фонды сохранены, но изменили свой статус – теперь это государственные бюджетные фонды.

ü непринятие либо недофинансирование экологических программ

ü отсутствие в действительности механизма экономического стимулирования.

 

2. Виды и органы

государственного управления в экологической сфере

 

Виды государственного управления определяются в зависимости от функций и компетенции органов, его осуществляющих:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.