Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Роль инвестиций в увеличении рыночной стоимости предприятия




 

Весь перечень показателей, которые могут быть использованы для оценки инвестиционных механизмов обеспечения жизнедеятельности хозяйствующих субъектов, можно разделить на две группы: текущие показатели результативности хозяйствующего субъекта; показатели, характеризующие долгосрочные возможности предприятия.

Выше отмечалось, что предприятие может рассматриваться как хозяйствующий субъект, как участник рынка, как объект инвестиций, как товар.

Классиками теории оценки стоимости компании Ф. Модильяни, М. Миллер [116]) предложено выражение для оценки стоимости фирмы с учетом инвестиционного процесса.

Стоимость фирмы в начальный момент времени определяется следующей формулой.

 

(2.1)

 

где:

D (t) – доход фирмы в момент времени t;

kr – доля общего дохода, остающегося после выплаты дивидендов в период t;

ke – количество привлеченного за один период внешнего капитала, выраженное в долях общего дохода за тот же период;

ρ – рыночная норма доходности;

ρ* - уровень доходности инвестиционных возможностей.

Более реалистичный вариант формулы (1), имеющий ряд несомненных преимуществ, с точки зрения эмпирической проверки получается, если предположить, что выгодные инвестиционные возможности встречаются не постоянно в течение неограниченного времени, а лишь на ограниченном промежутке в T периодов. В таком случае получается следующее выражение для стоимости фирмы в начальный момент времени.

 

, (2.2)

 

где k = kr + ke.

Если принять, что:

- отношение близко к единице;

- величина близка к единице;

- величина близка к единице;

- значение T относительно невелико, то для стоимости фирмы может быть использована следующая формула

 

(2.3)

 

Анализ выражений (2.2) и (2.3) показывает, что возможны следующие направления действий компаний по повышению своей стоимости:

- максимальное повышение значения T; при этом значение ρ* приближается к отраслевому уровню;

- максимизация значений ρ*; при этом значения T могут быть относительно невелики;

- компании, стремящиеся повысить как значения ρ*, так и значения T.

Первый путь характерен, например, для кредитных организаций. Поскольку для них справедливо то соотношение для стоимости компании для них выглядит следующим образом

 

(2.4)

 

Второе направление характерно для относительно небольших компаний.

Наконец, третье направление соответствует стратегии крупных компаний, лидеров своих отраслей.

В общем случае, когда более подробно описаны характеристики инвестиционного механизма, стоимость компании может быть выражена следующей формулой

 

, (2.5)

где I (t) – инвестиции или приращение физических активов фирмы за период t.

Использование соотношений (2.2) и (2.3) является более привлекательным в определенном смысле по сравнению с использованием формулы (2.5), так как конкретные виды реализации механизма инвестирования могут быть весьма разнообразны. В то время, как в формулы (2.2) и (2.3) входят только параметры k, ρ* и T, что позволяет исследовать зависимость стоимости бизнеса от этих параметров. Тем не менее, целесообразно результаты расчетов для конкретных вариантов реализации механизма инвестирования с использованием формул (2.2) и (2.3) сравнивать с результатами расчетов по формуле (2.5), поскольку эта формула более проста для понимания и часто используется в расчетах.

Целесообразно определить, в какой степени рост стоимости компании за счет увеличения рентабельности и длительности периода эффективного инвестирования способствует изменению значений критериев экономической безопасности.

Анализ соотношений значений параметров, определяющих стоимость фирмы, со значениями критериев экономической безопасности показывает, что высокая рентабельность производства, обеспечиваемая в течение длительного времени, способствует росту объемов производства, развитию экономики страны в целом.

Это позволяет обеспечить высокие ликвидность, платежеспособность и устойчивость предприятий.

Поддержание в течение длительного времени высокой рентабельности производства обеспечивается за счет высокой доли инновационной продукции, за счет ее конкурентоспособности. Устойчивая высокая рентабельность позволяет максимально загрузить производственные мощности, обеспечить достаточный уровень оборотных средств. Стремление к поддержанию долгосрочного характера результативных инвестиционных процессов неминуемо должно сопровождаться обновлением производственных фондов. Высокая рентабельность позволяет использовать оптимальный рычаг при привлечении инвестиций. Использование рычага позволяет добиться максимизации прибыльности предприятий. Наконец, эффективное в экономическом смысле производство с одной стороны невозможно без привлечения высококлассных специалистов. С другой стороны высокая эффективность бизнеса позволяет привлекать таких работников.

Инвестиционная деятельность всегда сопровождается неопределенностью. Кроме того, неопределенность присутствует при прогнозировании состояния внешней среды. Влияние неопределенности может быть учтено следующим образом.

Пусть:

Z – множество возможных инвестиционных программ;

z – одна из инвестиционных программ, .

Пусть также:

случайная величина ξ z характеризует внешнюю и внутреннюю неопределенность задачи и соответствующая выбранной инвестиционной программе z;

Θz – множество возможных значений случайной величины ξ z;

Θ – выбираемое множество значений случайной величины ξ z.

Для формулировки задачи воспользуемся обобщенным минимаксным подходом [105].

 

Тогда задача рационального инвестирования будет иметь следующий вид.

 

. (2.6)

 

При этом должно выполняться следующее условие

 

, (2.7)

 

где P – заданное значение вероятности.

Отсюда следует, что для оценки результативности инвестиций с учетом неопределенностей необходимо наличие следующей информации:

- прогноз среднеотраслевой рентабельности;

- прогноз рентабельности для каждого варианта инвестиций;

- оценка длительности периода эффективных инвестиций;

- вероятностные характеристики, характеризующие влияние внешней и внутренней неопределенности.

Механизмы инвестирования, направленные на повышение рентабельности производства и длительности результативного инвестирования, повышают положительную динамику производства, повышают прибыль предприятия, снижают уровень износа основных фондов.

Можно предложить следующую схему оценки экономической безопасности хозяйствующего субъекта (рис. 2.1).

 

 
 

 

 


Множество параметров экономической безопасности N1. Требования экономической безопасности .  

 

 
 

 

 


Рис. 2.1. Схема оценки экономической безопасности хозяйствующего субъекта

 

Данную схему можно использовать для оценки экономической безопасности как в детерминированном случае, так и с учетом случайности.

На рис. 2.1 множество параметров экономической безопасности верхнего уровня содержит только стоимость компании и соответствующие требования также касаются стоимости компании. Требование к стоимости предприятия заключается в оценке динамики ее стоимости. Во всяком случае, эта стоимость не должна снижаться.

На втором уровне рассматриваются параметры текущей оценки результативности компании и параметры, отражающие долгосрочный характер результативности инвестиций. В данном случае это доходность и период эффективного инвестирования.

Третий уровень соответствует перечню наиболее важных параметров и наиболее важных требований, описанных выше. Соответственно здесь рассматриваются такие параметры, как рентабельность бизнеса, износ основных средств, динамика производства и прибыль. Для рентабельности бизнеса нижней границей является значение ставки центрального банка. Критический уровень износа был определен выше. Два других показателя носят динамический характер. И требования к их динамике заключаются в том, чтобы она не была отрицательной. Кроме того, целесообразно требовать неотрицательности прибыли.

Наконец, четвертый уровень соответствует полному перечню показателей и требований к ним, рассмотренных выше.

Если можно установить взаимнооднозначное соответствие между множествами H0, H1, G0, G, то и задача 2.6, 2.7 может решаться путем рассмотрения любого из указанных множеств.

Учет случайности заключается в том, что требования к значениям соответствующих параметров носят вероятностный характер, и гарантированные значения этих параметров определяются с вероятностью, которая должна быть задана и соответствовать представлениям об экономической безопасности системы.

Задача получения исходных данных, характеризующих набор возможных направлений развития при решении проблем инвестирования, является достаточно сложной. При этом, разумеется, не обязательно получать только количественные значения указанных характеристик. Однако, во всяком случае, необходимо иметь алгоритм сравнения направлений инвестирования.

Как же может решаться проблема поиска множества возможных направлений инновационных инвестиций таким образом, чтобы эти направления можно было сравнивать?

Рассмотрим классификации инвестиций в инновационные проекты с точки зрения использования этих классификаций для сравнения направлений инновационного инвестирования.

По классификации Г. Менша [17] нововведения делятся на три группы:

- базисные;

- улучшающие;

- псевдоинновационные.

Рассмотрим качественное сравнение различных групп инноваций по следующим критериям:

- доходность;

- период эффективного инвестирования.

Сравнивая базисные, улучшающие и псевдоинновационные направления инвестирования можно сделать вывод, что базисные разработки прежде всего направлены на увеличение периода эффективного инвестирования. Оценить рентабельность базисных инноваций достаточно сложно. Сложно также оценить вероятность достижения удачного результата для таких инноваций. Смещаясь к псевдоинновациям инвестор все лучше может оценить рентабельность и надежность вложений, но при этом очевидно теряет в возможности монопольно длительное время владеть новым качеством.

А. Кляйкнехт [17] предлагает свою классификацию нововведений:

- «чистые» нововведения – продукты, предназначенные для конечного потребления;

- новые медицинские процедуры, аппараты и лекарства;

- новые инвестиционные товары, предназначенные прежде всего для производства потребительских товаров и услуг;

- новые технические устройства и новые материалы, использование которых возможно в производстве как инвестиционных, так и потребительских товаров;

- научные инструменты, которые предназначены для лабораторных исследований, но в дальнейшем могут использоваться и в промышленных целях;

- «чистые» нововведения-процессы, которые направлены только на экономию факторов производства.

По мнению В.М. Аньшина и А.А. Дагаева эта классификация позволяет более четко разграничивать инновации-продукты и инновации-процессы. Такое разделение позволяет найти место инноваций. Так, кластеры нововведений-продуктов образуются на фазе депрессии, а кластеры нововведений-процессов – на повышательной стадии длинной волны.

Анализ работ А.А Трифиловой, Ф. Бездудного [161 – 162] позволяет представить классификацию инноваций в виде табл. 2.1.

 

Таблица 2.1. Классификация инноваций

 

Классификационные признаки Группировка инноваций
По глубине новизны Базисные Улучшающие Псевдоинновации
По выходу на рынок Инновации- лидеры Инновации-последователи
По конкурентоспособнсти Стратегические (преактивные) Адаптирующие (реактивные)
По характеру Продуктовые Технологические Нетехнологические
По масштабам изменений Новое поколение Новый род Новый вид Новый вариант
По охраноспособности Изобретения Промышленные образцы Полезные модели Товарные знаки Другое
По срокам разработки и реализации Долгосрочные Краткосрочные Среднесрочные
По созданию Собственные Совместные Приобретенные
По затратам Крупнозатратные Среднезатратные Никозатратные
По результативности Высокорезультативные Среднерезультативные Низкорезультативные
По степени риска Высокорисковые Среднерисковые Низкорисковые
По финансовой поддержке Государственные Бюджетные Внебюджетные Частные Собственные
По сфере эффективности Бюджетные Экономические Коммерческие Экологические Социальные Комплексные
По отношению к существующей системе Замещающие Рационализирующие Расширяющие Открывающие
По месту в технологической цепочке На входе В производстве На выходе
По возможностям коммерциализации Для внешнего рынка Для внутреннего рынка

 

К сожалению, авторы данной классификации не предлагают механизм ее использования не только для количественных, но и для качественных, оценок результативности различных направлений инновационного инвестирования.

В [161 – 162] предложена методика сравнительной оценки инновационных инвестиций. В данной методике учитываются определенные особенности инвестиций такого вида. Однако, необходимые для сравнения инноваций прогнозные параметры входят в методику в качестве исходных данных.

Первая группировка инноваций А.А. Трифиловой и др. совпадает с классической группировкой Г. Менша.

Сравнение инноваций по выходу на рынок, по масштабам изменений, по охраноспособности, по срокам разработки и реализации, по затратам, по результативности, по степени риска, по отношению к существующей системе также, как и для первой группировки, сводится к сравнению преимуществам в длительном обладании новацией и неопределенностью в результате ее использования.

Из общих соображений ясно, что возможности сокращения затрат более ограничены, чем возможности поиска шансов на рынке продаж. В то же время возможность реализации качественного, но дешевого продукта, позволяет длительное время добиваться высокой рентабельности производства. То есть отдать предпочтение какой-то группе инноваций в данном случае представляется проблематичным.

Продуктовые инновации направлены на укрепление позиций компании на рынке продаж. Технологические инновации направлены на экономию издержек производства. Во многом выбор таких инноваций определяется характером производства, источниками его развития. Если бизнес развивается за счет разнообразия продукции, а, в конечном счете, путем увеличения выручки, то в первую очередь его развитие связано с продуктовыми инновациями. Если же развитие бизнеса определяется снижением затрат, то для него, в первую очередь, характерны технологические инновации.

Классификация по созданию предполагает собственные, совместные, приобретенные разработки, предполагает различную степень распределения риска при создании новаций. Приобретение новации – это получение того, что есть на рынке, а не того, что нужно. В то же время это очевидное снижение риска, поскольку первоначальный риск был принят кем-то другим. То есть данный подход обычно позволяет снизить риск, но не увеличивает доходность и период эффективных вложений. Исключением является неожиданное предложение, превосходящее возможности плановых разработок.

Государственное или бюджетное финансирование направлено, прежде всего, на поддержание науки как таковой: финансирование высших учебных заведений, научно-исследовательских организаций и так далее. Остальные виды финансирования имеют в большей степени прикладное значение. Отсюда следует, что результаты бюджетного финансирования инноваций должны давать более долговременный результат, чем другие виды финансирования. В то же время прикладная эффективность бюджетных инвестиций сложнее прогнозируется, чем эффективность других видов финансирования.

Одним из подходов к решению проблемы оценки характеристик неопределенностей, возникающих в процессе инвестирования в инновации, является оценка премии за риск, выражающейся в увеличении доходности.

Например, в [273] рассмотрены классификации, позволяющие сформировать требования к доходности, соответствующей определенному риску.

Инвестиции в новые проекты могут классифицироваться при этом следующим образом:

- замещающие инвестиции – подгруппа 1 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию); в этом случае ожидаемая доходность равна цене капитала;

- замещающие инвестиции – подгруппа 2 (новые машины или оборудование, транспортные средства и т.п., которые будут выполнять функции, аналогичные замещаемому оборудованию, но являются технологически более совершенными, для их обслуживания требуются специалисты более высокой квалификации, организация производства требует других решений); в этом случае ожидаемая доходность равна цене капитала + 3 %;

- замещающие инвестиции – подгруппа 3 (новые мощности вспомогательного производства: склады, здания, которые замещают старые аналоги; заводы, размещаемые на новой площадке); в этом случае ожидаемая доходность равна цене капитала + 6 %;

- новые инвестиции – подгруппа 1 (новые мощности или связанное с основным производством оборудование, с помощью которого будут производиться ранее выпускавшиеся продукты); в этом случае ожидаемая доходность равна цене капитала + 5 %;

- новые инвестиции – подгруппа 2 (новые мощности или машины, которые тесно связаны с действующим оборудованием); в этом случае ожидаемая доходность равна цене капитала + 8 %;

- новые инвестиции – подгруппа 3 (новые мощности и машины или поглощение и приобретение других фирм, которые не связаны с действующим технологическим процессом); в этом случае ожидаемая доходность равна цене капитала + 15 %;

- инвестиции в научно-исследовательские работы – подгруппа 1 (прикладные НИР, направленные на определенные специфические цели); в этом случае ожидаемая доходность равна цене капитала + 10 %;

- инвестиции в научно-исследовательские работы – подгруппа 2 (фундаментальные НИР, цели которых точно не определены и результат заранее не известен); в этом случае ожидаемая доходность равна цене капитала + 20 %.

Существует также другая методика определения премии за риск, основанная на анализе так называемого «среднего класса» инновации [273]. Средний класс инновации определяется с использованием табл. 2.2.

 

Таблица 2.2 Исходные данные для определения «среднего класса» инновации

 

Признаки разделения на группы Группы инновационных процессов Значения признаков
По содержанию (виду) нововведения Новая идея  
Новое решение  
Новый продукт  
Новая технология (метод)  
Новый регламент (структура)  
Новая услуга  
Сфера создания новшества Научно-технические организации и отделения  
Производственные фирмы и отделения  
Маркетинговые подразделения и фирмы  
Потребители и их организации  
Тип новаторства (область знаний и функций) Финансы и экономика  
Организация и управление  
Производство  
Юриспруденция  
Техника и технология  
Консультанты  
Естествознание  
Ноу-хау  
Тип новатора (сфера нововведения: фирмы, службы) Социальные и общественные звенья  
Научно-технические звенья  
Промышленные звенья  
Финансовые, маркетинговые и коммерческие звенья  
Эксплуатационные и обслуживающие звенья  
Иерархический уровень новатора Подразделения фирмы  
Фирма  
Концерн, корпорация  
Отрасль, группа отраслей  
Территориальный масштаб нововведения Район, город  
Оласть, край  
Российская Федерация, страны СНГ и Балтии  
Интернациональный уровень  
Масштаб распространения нововведения Единичная реализация  
Ограниченная реализация  
Широкая реализация  
Степень радикальности Радикальные (пионерные, базовые)  
Ординарные (изобретения, новые разработки)  
Усовершенствующие (модернизация)  
Глубина преобразований Системные  
Комплексные  
Элементные, локальные  
Причина возникновения инноваций Развитие науки и техники  
Потребности производства  
Потребности рынка  
Этап жизненного цикла спроса на новый продукт Зарождение  
Ускорение роста  
Замедление роста  
Зрелость  
Затухание (спад)  
Характер кривой жизненного цикла товара Типовая, классическая кривая  
Кривая с «повторным циклом»  
«Гребешковая» кривая  
«Пиковая» кривая  
Этапы жизненного цикла товара Выведение на рынок  
Рост  
Зрелость  
Упадок (спад)    
Уровень изменчивости технологии «Стабильная» технология  
«Плодотворная» технология  
«Изменчивая» технология  
Этап жизненного цикла технологии Зарождение  
Ускорение роста  
Зрелость  
Затухание (спад)  
Этап жизненного цикла организации – инноватора Создание  
Становление  
Зрелость  
Перестройка  
Упадок  
Длительность инновационного проекта Оперативный (до 0,5 года)  
Краткосрочный (до 1 года)  
Среднесрочный (2 – 3 года)  
Долгосрочный (более 3 лет)  

 

Средний класс инновации рассчитывается как среднее арифметическое классов по группам риска. Премия за риск устанавливается из соотношения среднего класса инновации и средней премии за риск, устанавливаемо для инновации данного класса (табл. 2.3).

 

Таблица 2.3. Зависимость премии за риск от среднего класса инновации

 

Средний класс инновации                
Премия за риск, % 0,0 0,5 1,0 2,0 5,0 10,0 20,0 30,0

 

Данный подход в неявном виде учитывает неопределенность, связанную с инновационными процессами. Но все же не дает представления о реальных характеристиках неопределенностей, связанных с реализацией новых проектов.

Существует еще один упрощенный подход к оценке влияния неопределенностей. В этом подходе ставится задача определения вероятности успешной или неуспешной реализации новых проектов. Такой подход приводится, например, Б.З. Мильнером и Б.Б. Леонтьевым в [112]. Там же даются оценки вероятности коммерческого успеха в зависимости от степени проработанности объекта интеллектуальной собственности:

- идея – вероятность 0,01 – 0,25;

- НИР – вероятность 0,25 – 0,5;

- ОКР – вероятность 0,5 – 0,75;

- освоение – вероятность 0,75 – 1,0.

Достоинствами данного подхода являются:

- учет в явном виде различных неопределенностей; учитываются как неопределенности, связанные с выбором направлений инновационного инвестирования, так и неопределенности, связанные с влиянием внешних факторов;

- относительная простота.

В случае, когда есть возможность оценки удачности или неудачности реализации новых проектов, задача инвестирования выглядит следующим образом.

Введем следующие обозначения:

U – множество возможных инвестиционных проектов;

V – множество возможных комбинаций проектов из U; v – одна из комбинаций, .

Множество Uv – множество проектов, составляющих комбинацию v.

Если выбрана одна из комбинаций v, то множество возможных случайных событий включает в себя следующие события:

- не реализуется ни один проект из множества Uv;

- реализуется только 1-й проект из множества Uv;

- реализуется только 2-й проект из множества Uv;

……………………………………………………….

- реализуются все проекты из множества Uv.

Обозначим это множество возможных событий через Wv. w – элемент множества Wv, .

Вероятностная мера множества Wv равна 1.

 

Пусть задана вероятность P.

 

Выберем некоторое множество W, , такое, что суммарная вероятность реализации всех комбинаций из W не менее P.

Т.е. . (2.8)

Тогда в задаче требуется

 

 

.

при соблюдении условия (2.8).

 

Д. Инвестиционные проекты. Определения и классификация

 

 

Инвестиционная деятельность начинается с разработки проекта.

В переводе с латинского projectus буквально означает «брошенный вперед». В словаре русского языка С.И. Ожегова этот термин трактуется по нескольким направлениям:

1) как разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь (проект моста, дипломный проект);

2) предварительный текст какого-либо документа (проект договора);

3) замысел, план.

В специальной литературе термин «проект» широко используется с давних времен для описания комплекса действий, работ, мероприятий, которые необходимо выполнить для создания какого-либо объекта производственного или социального назначения.

В связи с предметом учебной дисциплины – экономической оценкой инвестиций в реальном секторе экономики – можно придерживаться следующего определения.

 

Проект – это технико-экономически обоснованный комплекс маркетинговых, технико-технологических, строительных, организационных, финансовых, управленческих и иных решений, направленных на достижение сформулированной цели развития производства в форме нового строительства или расширения, реконструкции, технического перевооружения действующего производства.

 

Основу современной концепции проекта составляет взгляд на проект как на единое целое, охватывающее все фазы жизненного цикла объекта (предприятия, продукта) от формирования замысла, предынвестиционных исследований, материально-технического воплощения идеи и вплоть до достижения поставленных целей (ввод объекта в эксплуатацию, выход на заданную мощность и проектные технико-экономические показатели).

Все мероприятия, решение которых намечено в проекте, находят отражение в так называемых проектных материалах. Обычно они представлены в форме специальных расчетов с пояснительными записками по выбору:

- технологии;

- производственной системы;

- обоснованию характеристик изделия;

- обоснованию производственной мощности;

- потребности в ресурсах;

- экономической эффективности и т.п.

Проектные материалы, кроме того, включают разного рода планы и чертежи различной степени детализации. По особо сложным объектам и продуктам в дополнение к этим проектным материалам сооружаются натурные макеты, опытно-промышленные установки.

Проект представляет собой междисциплинарную задачу, для решения которой необходимы комплексные усилия инженеров, экономистов, социологов, бизнесменов.

Большинство проектов разрабатываются в несколько этапов, как многостадийные. Но как бы ни назывались отдельные стадии (предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО) или проектное задание, окончательное ТЭО или технический проект), суть их одна – повышение степени надежности принятых проектных решений на данной стадии по сравнению с предыдущей в связи с повышением достоверности исходной информации, применяемой для обоснования таких решений.

Начиная со второй половины 90-х гг. прошлого столетия в научный и производственный оборот в России начали вводить уточняющее понятие (термин) – инвестиционный проект.

Такое уточнение было обусловлено в основном двумя обстоятельствами.

Первое, сугубо формальное:

чтобы уточнить предметную основу проекта, выделить те проекты, реализация которых возможна лишь путем привлечения инвестиций.

Второе обстоятельство имеет сущностный характер.

Новое понятие отразило те изменения в управлении и финансировании инвестиционной деятельности, которые произошли со сменой социально-экономических условий развития экономики России. Возрос круг участников инвестиционных проектов, имеющих неоднозначные экономические интересы. Расширился перечень источников финансирования, каждый из которых с позиций проектоустроителя имеет свою специфическую стоимость. Возникли требования к оценке эффективности инвестиций. Возникла необходимость отражения в методике оценки эффективности помимо перечисленных новых условий инвестиционного процесса, факторов макроэкономического уровня, неопределенности условий реализации проекта и т.п.

В изменившихся условиях стало очевидным, что применение научно-обоснованной методики оценки эффективности, построение оптимальных схем финансирования могут дать эффект, сопоставимый с совершенствованием технико-технологической части проекта.

Таким образом, можно считать, что возрастание роли экономического обоснования проекта как решающего условия принятия решения об инвестировании повлекло за собой введение в экономический оборот нового понятия «инвестиционный проект».

В то же время не следует противопоставлять упомянутые термины. В основе инвестиционного проекта лежит проект в том смысле, который нами был обозначен выше.

 

Реализация целей инвестирования предполагает формирование инвестиционных проектов, которые обеспечивают инвесторов и других участников проектов необходимой информацией для принятия решения об инвестировании.

Понятие инвестиционного проекта трактуется двояко:

1) как деятельность (мероприятие), предполагающая осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

2) как система, включающая определенный набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих эти действия.

Поскольку мы говорим об оценке капитальных вложений в реальные инвестиционные проекты, поэтому понятие «инвестиционный проект» используется во втором значении, а в первом значении употребляют обычно понятие «проект».

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дано такое определение инвестиционного проекта.

«Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».

Как мы видим, зачастую с инвестиционным проектом в том значении, которое было изложено выше, отождествляется бизнес-план инвестиционного проекта. Такое отождествление нельзя признать корректным.

Бизнес-план инвестиционного проекта есть не что иное, как концентрированное выражение его технико-экономического обоснования. Он предназначен для внешнего окружения – потенциальных инвесторов. По этой причине бизнес-план строго структурирован. Требования к нему формализованы, а главное, он ограничен по объему. Бизнес-план в ряде случаев может заменить лишь начальную стадию проектирования: разработку предварительного технико-экономического обоснования инвестиционного проекта.

Поэтому можно дать следующее определение инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект – это проект, в котором все мероприятия и связанные с ними действия описываются с позиций инвестирования денежных средств и ресурсов и полученных в связи с этим результатов.

С помощью инвестиционного проекта решается важная задача по выяснению и обоснованию технической возможности и экономической целесообразности создания объекта предпринимательской деятельности избранной целевой направленности. Осознанное решение об инвестировании в объекты предпринимательской деятельности может быть принято лишь на основе тщательно проработанного инвестиционного проекта.

Существуют различные классификации инвестиционных проектов. В зависимости от признаков, положенных в основу классификации, можно выделить следующие виды инвестиционных проектов.

По отношению друг к другу:

- независимые, допускающие одновременное и раздельное осуществление, причем характеристики их реализации не влияют друг на друга;

- альтернативные (взаимоисключающие), т. е. не допускающие одновременной реализации; на практике такие проекты часто выполняют одну и ту же функцию; из совокупности альтернативных проектов может быть осуществлен только один;

- взаимодополняющие, реализация которых может происходить лишь совместно.

По срокам реализации (создания и функционирования):

- краткосрочные (до 3-х лет);

- среднесрочные (3-5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

По масштабам (чаще всего масштаб проекта определяется размером инвестиций):

- малые проекты, действие которых ограничивается рамками одной небольшой фирмы, реализующей проект; в основном они представляют собой планы расширения производства и увеличения ассортимента выпускаемой продукции; их отличают сравнительно небольшие сроки реализации;

- средние проекты – это чаще всего проекты реконструкции и технического перевооружения существующего производства продукции; они реализуются поэтапно, по отдельным производствам, в строгом соответствии с заранее разработанными графиками поступления всех видов ресурсов;

- крупные проекты – проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции, необходимой для удовлетворения спроса на внутреннем и внешнем рынках;

- мегапроекты – это целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов; такие программы могут быть международными, государственными и региональными.

По основной направленности:

- коммерческие проекты, главной целью которых является получение прибыли;

- социальные проекты, ориентированные, например, на решение проблем безработицы в регионе, снижение криминогенного уровня и т. д.;

- экологические проекты, основу которых составляет улучшение среды обитания;

- другие.

В зависимости от степени влияния результатов реализации инвестиционного проекта на внутренние или внешние рынки финансовых, материальных продуктов и услуг, труда, а также на экологическую и социальную обстановку:

- глобальные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

- народнохозяйственные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране, и при их оценке можно ограничиваться учетом только этого влияния;

- крупномасштабные проекты, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;

- локальные проекты, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в определенных регионах или городах, на уровень и структуру цен на товарных рынках.

В зависимости от величины риска:

- надежные проекты, характеризующиеся высокой вероятностью получения гарантируемых результатов (например, проекты, выполняемые по государственному заказу);

- рисковые проекты, для которых характерна высокая степень неопределенности как затрат, так и результатов (например, проекты, связанные с созданием новых производств и технологий).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.201 сек.