Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественная эффективность




Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом

Тема № 7. Виды эффективности.

 

Оценка эффективности ИП обычно складывается из двух этапов: определения эффективности проекта в целом и эффективности проекта для каждого из участников.

С позиции формализованных принципов все виды эффективности оцениваются по одной и той же системе показателей.

Что же касается содержательной направленности методики оценки эффективности, то она диктуется критерием и сущностью каждого вида эффективности, которая проявляется в конкретном составе потоков денежных средств, присущих только данному виду эффективности, и информационных предпосылках (условиях) их измерения (т.е. характере применяемых цен на продукцию и ресурсах, трактовки налогов, субсидий и дотаций), а также уровнем нормы дохода.

Оценка эффективности ИП в целом проводится по двум направлениям. Первое – с позиции общества (общественная эффективность) и второе – с коммерческих позиций (коммерческая эффективность). При этом в обоих случаях мы исходим из того, что проект рассматривается с точки зрения единственного участника, реализующего проект за счет собственных средств.

 

 

 

Общественная эффективность отражает эффективность проекта для общества.

Предполагается, что оно получит все результаты и несет все затраты, связанные с реализацией проекта.

Необходимость оценки и последующего анализа общественной эффективности предопределена макроэкономической концепцией ограниченности производственных ресурсов. В соответствии с этой концепцией потребности в осуществлении мероприятий, направленных на удовлетворение общественного спроса (а следовательно, и в необходимых для этого ресурсах), безграничны, а доступные в каждый данный момент ресурсы ограничены. Поэтому, располагая определенными ресурсами, можно произвести больше какой-либо продукции, но лишь за счет уменьшения выпуска другой. В связи с этим всегда приходится выбирать между конкурирующими вариантами решения производственных задач.

Оценить общественную эффективность инвестиционного проекта означает проверить разумность с позиции общества выделения ресурсов на осуществление именно этого проекта из числа конкурирующих.

Определение общественной эффективности обязательно для крупномасштабных проектов, существенно затрагивающих экономику страны и влияющих на широкие слои населения, к которым, в частности, можно отнести строительство металлургических заводов, разработку и освоение крупных месторождений газа, нефти и других видов полезных ископаемых, строительство газо- и нефтепроводов, авто- и железнодорожных магистралей и др. Немаловажное значение оно имеет и для других проектов, есои проектоустроители рассчитывают на государственную поддержку своего проекта.

Для оценки общественной эффективности проекта используются потоки от инвестиционной и операционной деятельности. Вместе с тем из статей операционной деятельности следует исключить перечисление налогов. С позиции национальной экономики отчисление государству части прибыли не является затратой. Поэтому при оценке общественной эффективности все трансфертные платежи должны быть исключены из потоков по проекту как не отражающие реальных выгод и затрат страны.

Совсем по-иному мы учитываем налоги в потоках при расчете других видов эффективности – коммерческой, участия в проекте. В этих расчетах налоги увеличивают платежи (оттоки по проекту, а любые субсидии (льготы) ведут к росту доходов. Так, налог на прибыль, как и другие налоги, уменьшает чистую прибыль, а следовательно, сокращает положительный поток реальных денежных средств, формирующих, например, коммерческую эффективность по проекту.

В то же время выплата налоговых сумм предприятием не снижает национальный доход страны, поскольку происходит лишь передача дохода от предприятия государству.

При оценке общественной эффективности в потоках следует предусмотреть доходы и расходы, возникающие в результате внешних по отношению к ИП последствий в других отраслях, от экологических и социальных изменений, вызываемых осуществлением ИП. При формировании потребности в инвестициях в составе оборотного капитала учитываются только запасы и резервы денежных средств.

Имеет свои особенности определение производственных затрат по статье «Затраты на заработную плату» (с установленными начислениями). Они рассчитываются исходя из средней годовой заработной платы одного работника для Российской Федерации, для региона, в котором осуществляются затраты труда, или из усредненной для данной отрасли производства.

Оценка потоков для определения общественной эффективности должна проводиться в «экономических» или «теневых» ценах, учитывающих, наряду с рыночными, и внешние эффекты, и общественные блага. Теневая цена – это цена, отражающая реальную экономическую стоимость товара, т.е. ценность единицы этого товара с точки зрения общества. Теневая цена совпадает с рыночной лишь в условиях совершенной конкуренции (когда под воздействием многочисленных факторов устанавливается баланс спроса и предложения на товар и услуги).

Однако во многих случаях рыночные цены отражают экономическую стоимость искаженно и их использование для оценки общественной эффективности может привести к решениям, не отвечающим интересам общества.

В экономической литературе справедливо отмечается, что мы больше знаем о негативных последствиях отклонения рыночных цен от экономических, чем о методике установления последних.

Известно, например, что при ценах на нефть выше $65 за баррель (сорт «Брент») становится экономически выгодным производство жидкого моторного топлива путем использования дорогостоящей технологии гидрогенизации каменного угля, возрождение давно исчерпавших свой дебетовый ресурс нефтяных скважин. С позиции общества инвестиции по этим направлениям недопустимы, но нынешняя конъюнктура вводит в заблуждение многих инвесторов.

Методика установления цен относится к числу дискуссионных. Наиболее распространенным на практике является подход, согласно которому стоимостная оценка товаров производится по-разному, в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны. Так, продукция, предназначенная для экспорта, оценивается по реальной цене продажи на границе за вычетом таможенных сборов, акцизов и расходов на доставку до границы (т.е. по цене ФОБ). Товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, оцениваются на основе рыночных цен с НДС, но без акцизов. Импортозамещающая продукция и материалы оцениваются по цене замещаемой с добавлением затрат на их доставку.

Состав статей бюджета (исключая трансфертные платежи), их оценка в экономических ценах означают, что экономическим содержанием разности притоков и оттоков выступает вся прибыль по проекту. Это соответствует критериальному требованию для оценки эффективности с общественных позиций.

Такому же критериальному требованию должен соответствовать и другой параметр, участвующий в оценке эффективности, - требуемая норма дохода с позиции общества.

Вопрос о методах установления такой нормы дохода является дискуссионным.

Возможен такой подход.

В качестве исходного пункта возможного решения принимается норма дохода для собственного (акционерного) капитала. Эта норма ориентирована на чистую прибыль. Если критерием общественной эффективности является валовая прибыль, то норма дохода для этого вида эффективности должна быть выше, по меньшей мере, на величину налогообложения прибыли (налогооблагаемой базы).

Если, например, обоснованная норма дохода для оценки эффективности по собственному капиталу составляет 0,1, то для оценки общественной эффективности она не может быть ниже следующей величины:

.

Сравнение с расчетами коммерческой эффективности свидетельствует, что показатели общественной эффективности могут существенно отличаться.

Все определяется соотношением меры увеличения чистого дохода при оценке общественной и, например, коммерческой эффективности и мерой сокращения ЧДД при оценке общественной эффективности в сравнении с коммерческой из-за более высоких требований к уровню нормы доходы для оценки общественной эффективности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.