Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б - концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия

План.

Основные политические и правовые идеи XX века.

ТЕМА 14

1. Неолиберализм и консерватизм.

2. Концепции плюралистической демократии, социального государства, политики всеобщего благоденствия.

3. Теории демократического социализма и естественного права.

4. Социологическая юриспруденция, нормативизм, реалистические концепции права.

5. Современная западная политическая наука.

 

ЛИТЕРАТУРА:

- Абрамов М.А., Лаврик Э.Г. Судьбы либерализма в Европе и России: взгляд Т.Масарика // Вопросы философии. 1997. № 10.

- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

- Гобозов Н.А. Раймон Арон - крупнейший мыслитель XX в.// Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1992. № 2.

- Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал. 1992. № 6,7.

- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992.

- Тоффлер О. Эра смещения власти // Философия истории. Антология. М. 1994.

1. Идеологи неолиберализма («социального либерализма», «демократического либерализма») Дж. Кейнс, А.Хансен, Дж. Гэлбрейт и др. - выражают взгляды реформистски настроенных промышленников, чиновничества, интеллигенции. Выступают за расширение государственного воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства; за активное вмешательство государства в сферу частнопредпринимательской деятельности. Основатель одного из направлений - Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). (См.: «Общая теория занятости, процента и денег»).

(Историч. материал. «Кейнсианские революции на Западе»).

Идеи Кейнса получили развитие в концепциях постиндустриального общества (Дж.Гэлбрейт), стадий экономического роста (В.Ростоу), государства благоденствия (Г.Мюрдаль, и др.

Либералов критикуют «новые консерваторы» («неоклассический либерализм», «либерал-консерватизм») - Ф. фон Хайек, Н.Кристол, М.Фридман) - за свободное предпринимательство. Социальная база - финансовая олигархия, истеблишмент, зажиточное фермерство, часть творческой интеллигенции. Роль государственной власти в экономике они сводят к регулированию рынка. Видный идеолог - Фридрих Август фон Хайек (1899-1992) (См.: «Дорога к рабству», «Конституция свободы», трилогия «Право, законодательство и свобода».).

Неотъемлемой чертой высокоразвитых социальных систем Хайек считал «рассеянное знание». Частное предпринимательство рассматривалось им как «единственная система, позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в общественном организме». Он - против любых форм государственного регулирования рынка. Задача государственной власти — обеспечение правопорядка. Правовое государство подразумевает верховенство частного права над публичным и над конституцией в том числе, ибо «частная собственность является главной гарантией свободы».

 

2. а - концепции плюралистической демократии.

Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти.

С развернутым обоснованием идеала плюралистической демократии выступил Гарольд Ласки (1893-1950) - видный деятель лейбористской партии Великобритании. Он сформулировал понятия: «плюралистическая теория государства», «политический плюрализм», «Капитализм несовместим со свободой». Утверждение свободы Ласки связывал с установлением нового общественного строя — промышленной демократии. Частная собственность сохранится, но функции управления производством будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизованной организации власти придет «плюралистическое государство», в котором систему учреждений, построенных по территориальному принципу, дополнят органы представительства профессиональных интересов - производственные ассоциации (типа корпорации железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры и образования, независимые церкви.

Морис Ориу (1856-1929) - основоположник теории институционализма, проф. и декан факультета права Тулузского университетата. Социальные механизмы «представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов». По определению Ориу, институт - это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. Например, коммерческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции, госпиталь - на идее сострадания. Задача государства - направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой.

В последнее время ряд западных политологов распространяют принципы плюрализма на исполнительную ветвь власти. Предусматривают создание коалиционного правительства с участием представителей от различных политических партий.

Термины появились в Германии 80-х г.г. XIX в. (реформы О.фон Бисмарка). (См.: Веймарская конституция 1919г. - первая европейская конституция, наделившая граждан социальными правилами. Ныне более распространен термин «социальное государство». (См.: Основной закон ФРГ 1949г., Конституция Франции 1958г., Конституция Испании 1978г.).

Теоретиком государства благоденствия в 50-е годы XX в. стал шведский экономист и государственный деятель Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987). (См.: «За пределы государства благоденствия»; Даниел Белл «Конец идеологии»). Отличительными признаками государства благоденствия следует называть смешанную экономику, децентрализацию политической власти, отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев. Ряд теоретиков предлагали положить идеи социальной политики в основу международных отношений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX - начале XX вв | Дополнительная. Б - теории естественного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.