КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая характеристика юношеского возраста
Тема № 9. Психологические особенности старшего школьника
Цель: изучение закономерностей психического развития в период юности, особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Основные определения и персоналии: юношеский возраст, учебно-профессиональная деятельность, личностное и профессиональное самоопределение, «Я-концепция», мировоззрение, жизненный план, идентичность; Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С.Кон, А.В. Петровский, Э. Эриксон, Дж.Марша. План: 1. Психологическая характеристика юношеского возраста. 2. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника. 3. Новообразования ранней юности. 4. Кризис идентичности.
Старший школьный возраст (или ранняя юность) – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью14 (15) – 16 (17). В зарубежной психологии принято объединять отрочество и юность в один период, который называется «переходный», с возрастными границами: 16-20 лет для девушек и 17-21 год для юношей. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. А некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Развитие в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. В общении намечаются две противоположных тенденции:
1) Расширение сферы общения - увеличивается время, которое идёт на общение; расширение географии общения; расширение социального пространства общения; появляется феномен “ ожидания общения” - активный поиск друзей. 2) Растущая индивидуализация - появляется строгое разграничение дружеских и приятельских отношений; высокая избирательность к дружеским привязанностям. Изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, если семья принимает индивида, как равного. Укрепление чувства взрослости, старший школьник понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для юношей. Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослым старшеклассник прибегает, в основном, в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным. Общение со сверстниками требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другомукак к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. Если подростки ищут свидания с теми, кто физически привлекателен и является представителем того же социального класса, имеет те же интересы и нравственные ценности, то старшие школьники больше интересуются качествами личности и планами на будущее.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |