Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема№8 Эффективность исследования в менеджменте

Исследование как было сказано ранее, является видом человеческой деятельности и, как всякая деятельность, характеризуется определенными; количественными и, качественными показателями. Центром исследования является проблема, которая может быть решена или снята. Требуется сделать выбор, а для этого нужна оценка.

Оценка — это также деятельность человека, которая требует времени и ресурсов — их может не хватать или они могут быть дорогими. Убытки, связанные с оцениванием и не оцениванием альтернатив, редко поддаются точному исчислению, если не про­водится, по существу, такое же исследование, какое необходимо для определения оценки. Поэтому оценивание проводят до при­нятия управленческого решения.

Эффективность исследований характеризуют их способность давать положительный результат при определенных условиях вне­дрения.

Эффективность исследования определяется тем иди иным результатом, полуденным при внедрении его в практику. Из сказан­ного следует требование: оценка результатов исследования долж­на отражать научный уровень, экономическую эффективность, со­циальные и экологические: последствия.

Опыт свидетельствует, что результаты исследований очень трудно поддаются оценке.


Результат исследования обычно соотносят с понесенными затратами, выделяют научную практическую эффективность, кото­рая определяется приростом знаний, полученных в результате ис­следования, и свидетельством которой являются вручение автор­ских свидетельств, патентов, наличие публикаций и т.д.

По содержанию эффективность управления можно разделить на экономическую и социальную. Такое деление обусловлено разли­чием целей и спецификой форм эффекта.

Экономическая эффективность достигается взаимодействием ресурсов в процессах производства (работников, предметов и средств труда), что отражается в затратах на производство и управление и в экономических результатах этих процессов. Выразить это мож­но путем сопоставления ресурсов и показателей их использования.

Социальная эффективность обеспечивается единством индиви­дуальных, коллективных и общественных интересов и выявляет­ся с помощью следующих характеристик: уровень социальной ак­тивности, социально-психологический климат, соотношение фор­мальных и неформальных структур, уровень квалификации кадров, условия труда и т.д.

Значимость определения эффекта от исследований систем управления в условиях переходной и рыночной экономики велика. Виды эффективности приведены в табл.

Таблица 1

Виды эффективности от реализации результатов исследований систем управления

Вид эффекта Показатели
Экономический Все виды затрат в стоимостном выражении, обусловленные реализацией результатов исследования
Социальный Реализация социальных результатов иссле­дования
Научно-технический Новизна, простота, полезность, компакт­ность, эстетичность
Ресурсный Влияние результатов исследования на эко­номику и социологию менеджмента
Экологический Влияние результатов исследования на окружающую среду

Каковы критерии и показатели эффективности исследований в менеджменте?

Сложность социально-экономических систем, разнообразие целей исследований их менеджмента обусловили наличие различных вариантов определений критерия. При оценке эффективноети исследования критерий обычно определяют как количественное отражение степени достижения системой цели.

Критерий состоит из определенных компонентов параметров эффективности (эффекта), которые позволяют выбирать предпочтительные варианты изменений в объекте или изменений самого процесса исследования. Определяя параметры эффективности при исследовании систем управления, часто используют стоимость и время проведения, квалификацию и нормы и т.п.

Цели исследования определяют выбор варианта критерия. При этом определяющими факторами являются практическая значи­мость проблемы, ограничения ресурсов, времени, рисков прове­дения исследований.

Критерии, используемые для выбора решений на стадиях ис­следований, должны:

• отражать сопоставление затрат и результатов;

• иметь количественное выражение;

• быть пригодными для оценки различных решений;

• учитывать качественные различия в сравниваемых вариантах;

• обеспечивать объективность оценки;

• быть относительно простыми.

Приведем пример. Проблема занятости, как известно, имеет два аспекта: во-первых, возможность получения работы людьми, спо­собными, желающими и ищущими работу (традиционным показа­телем здесь является темп роста безработицы); во-вторых, качество работы (показатели — условия труда, престижность профессии и т.п.). И в первом, и во втором случаях требуются разработка и вве­дение дополнительных показателей, выведенных из названных.В табл. 2 приводятся некоторые критерии эффективности раскрывающие их смысл показатели.

 

Таблица2

Взаимосвязь критериев и показателей

Критерий Показатели
Реалистич­ность Многокритериальность Множественность ограничений Учет риска (организационного, коммерческого, технического и т.д.) Наличие ограничений (по ресурсам, информации, оборудованию и др.) Учет неопределенности данных Учет неопределенности исходных посылок
Гибкость Применимость к прикладным проблемам Применимость к фундаментальным исследованиям Возможность устанавливать приоритетность Применимость к выработке рёшения о начале разработки Применимость к задачам распределения бюджета Применимость к планированию размера затрат
Диапазон примени­мости Применимость для прогнозирования Применимость для оптимизации Применимость для моделирования Применимость для выбора проектов Применимость для распределения ресурсов Применимость для планирования
Простота использо­вания Низкая чувствительность к точности исходных данных Ориентация на существующий набор данных Отсутствие необходимости привлечения специалистов Отсутствие необходимости специальных средств и методов интерпретации результатов Небольшой объем исходных данных Отсутствие сложности в оценке параметров
Экономич­ность Низкая стоимость использования Низкие затраты на персонал Малые затраты на сбор исходных данных

 

Эффективность исследований управлении определяется в зависимости от факторов, обусловленных классификацией исследований: целевого назначения, в области применения, результатов. Новизны, конструктивности и т.д.

Все факторы, опред.эффективность исследований можно разделить на 2 группы: факторы исследовательского потенциала и принципы его исследования. В свою очередь факторы, характеризующие потенциал делятся на:

· Факторы методологической готовности

· Фактор наличия и структуры ресурсов

· Фактор организационных возможностей (организационная культура).

Эффективность исследований во многом определяется уровнем эффективности исследовательского мышления менеджера.

Можно выделить следующие черты мышления менеджера как исследовотеля:

· проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где, кажется, их нет;

· умение превентивно (т.е. когда 'они еще зарождаются) формулировать проблемы;

· системной и панорамное восприятие действительности, про­цессов функционирования и развития управляемого объекта;

· антиномичность — умение воспринимать, понимать и исполь­зовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им;

· экспрезентность способность делать верные заключения при дефиците информации;

· развитая психологическая саморегуляция, определяющая от­ношение к проблемам и их оценку;

· способность к имитации функций различных членов коллектива;

· психологическая проницательность, позволяющая распозна­вать сущность людей. Компенсатором проницательности являет­ся психодиагностика;

· инновационность и безынерционность мышления, способ­ность выйти за границы формального, привычного, проверенно­го, традиционного;

· аттрактивность — способность привлекать людей к совмест­ной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;

· способность быстро перестраиваться психологически при из­менении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;

Эффективность — это всегда сопоставление или, если это воз­можно. соизмерение результата деятельности и затрат на ее, осу­ществление, Что может быть результатом мышления?

Применительно к индивидуальной деятельности менеджера таким результатом могут быть успешное решение проблем, удов­летворенность сделанной работой, предельная ясность понимания того, что и как надо делать.

Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но возникновение которых необхо­димо свести к минимуму.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки процессов мышления. 1. Обобщение при наличии недостаточного количества фактов, а иногда лишь единичного факта. Это всегда ведет к ложным вы­водам, снижает эффективность мыслительных, процессов.

2. Перенос смысла или, Точнее, некорректная аналогия. При­мер: понятие «искусственный интеллект» (имеется в виду компь­ютер) построено на смешении двух несовместимых понятий.

3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его «размывание» в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием. Сначала в него вкладывают одно содержание, но, опе­рируя этим понятием, полагаются на.другое содержание. Это ха­рактерно для таких понятий, как «система управ­ления», «методы управления» и др.

4.Использование различных схем доказательства, нарушение логики взаимодействия посылки и выводов.

5.«Непротиворечивые противоречия» в рассуждениях — про­тивопоставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие, потеря главного, основого или преувеличенное противопоставле­ние главного и второстепенного.

Эффективность мышления менеджера зависит от умения управлять своим мыслительным процессом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оформление результатов исследования | Необходимость и потребность в защите информации. Основные понятия компьютерной безопасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.