Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования.

Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.
Учебная деятельность включает в себя:
• овладение системами знаний и оперирование ими;
• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.
Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.
Обучаемость — это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний.

Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность — это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).
Уровни усвоения знаний
- различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
- запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).
В качестве внешних критерие в эффективности процесса обучения принимают:
- степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
- темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
-уровень образованности или профессионального мастерства;
- готовность повысить образование.

Дидактическое творчество – деятельность в сфере образования по изобретению различных способов отбора учебного материала, методов его применения.

Процесс обучения – это «трансформация длительных исторических процессов развития (процессы усвоения, процессы познания) в индивидуальные», т.е. целе­направленный, специально организованный, двусторонний про­цесс, выполняющий три функции:
- образовательную,
- воспитательную,
- развивающую.

При этом о бразовательная функция связана с расширением объёма, р азвивающая – со структурным усложнением, а в оспитательная – с формированием отношений.

ТРИ Педагогические явленияучитель, ученик, воспитатель, воспитанник – составляют один из видов социальных явлений

1. деятельность педагога (преподавание), которая рассматрива­ется как система действий, направленная на организацию усло­вий для учебно-познавательной деятельности учеников

2. деятельность ученика, т. е. собственно освоение учебного ма­териала (учение ) – это целенаправленная, мотивированная, са­морегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, пе­реработке, хранению и применению системы знаний, в результа­те которой происходит развитие и воспитание личности.

3. саморазвитие участников процесса обучения (педагога и уча­щихся), которое рассматривается как активное, последовательное, прогрессивное и необратимое изменение психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

Ч. Куписевич отмечает, что общая дидактика исследует диаду «преподавание — учение» как систематически и планомерно организованный процесс, реализуемый и в самом учебном заведении, и за его пределами

Концептуальные основания дидактики, по мнению Б. С. Гершунского и Н.С.Розова, составляют следующие принципиальные положения:

вариативность, т.е. теоретическое признание объективного мно¬гообразия технологий обучения и их практической реализации;

фундаментальность, предполагающая направленность на обоб¬щенные и универсальные знания, формирование общей культу¬ры и развитие научного мышления; индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с осо¬бенностями каждого отдельного индивида; теоретизация, которая относится к общему содержанию обра¬зования и к статусу компонентов преподаваемых знаний;

плюрализация, связанная с необходимостью принимать реше¬ния в условиях множественности образования мира; целостность и интеграция как содержательного, так техноло¬гического компонентов образовательного процесса, ориентирую¬щихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных

аксиологизация, предполагающая систематический учет возможных ценностных ориентации и систем;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | ЗАДАЧИ теория обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.