Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины отклонений в развитии ребенка




Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на орга­низм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который опреде­ляет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функ­ций.

Наследственность играет важную роль в определении индивидуальных различий, касающихся интеллекта, особенностей темперамента, предраспо­ложенности к неврозам и других личностных особенностей. Также большую роль играют условия, в которых будет развиваться ребенок, тот объем вни­мания и заботы, которые он получит. Обсуждая причины тех или иных осо­бенностей, правильнее говорить об определенных предпосылках к развитию, об индивидуальном варианте взаимодействия с окружающей средой, которые и приводят к формированию определенных свойств личности.

Задержанное созревание специфических структур мозга, «отвечаю­щих» за личностное и интеллектуальное развитие, нарушение его функций, часто связано с явлениями повреждения мозга. Чаще всего эти повреждения вызваны различными факторами, действующими во внутриутробном периоде (заболевания матери, хроническая интоксикация, алкоголизм или наркомания матери, плацентарная недостаточность), во время родов (кислородная недос­таточность и травмы мозга), иммунологической несовместимостью матери и плода (конфликт по резус фактору), а также послеродовыми травмами мозга, мозговыми инфекциями и интоксикациями.

Нарушать созревания мозга могут также обменно-трофические рас­стройства, ведущие к нарушению питания клеток мозга. Их причины также разнообразны: легкие формы нарушения течения беременности (нарушение питания и режима матери, многоплодие), хронические расстройства пищева­рения. Все эти причины не приводят к грубым структурным нарушениям мозга, а вызывают задержку формированию сложных специфических мозго­вых систем [32].

Важную роль в развитии ребенка играет социальная среда, которая его окружает [6, 13, 25, 33]. Например, большое значение имеет стимуляция про­цессов восприятия, памяти, речи, моторики и т.д. на определенных возрас­тных этапах. Известное положение Л.С. Выготского о сензитивных периодах развития позволяет предположить особое значение стимулирующего воздей­ствия именно в те возрастные периоды, когда происходит наиболее интен­сивное развитие определенных структурно-функциональных систем мозга.

Недостаток стимулирующего педагогического воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к за­держке формирования и недостаточности этих функций.

От воздействия внешних факторов зависит также и то, как проявится наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям и откло­нениям в психическом состоянии. Неблагоприятные, стрессовые условия, не­адекватные возможностям ребенка требования, невнимание его особенно­стям и потребностям увеличивают вероятность появления заболевания [33]. Для ребенка с предрасположенностью каким-либо нарушениям, очень важно создать для обучения психологически комфортную обстановку.

Определенную роль в формировании школьных трудностей играют по­ловые различия созревания мальчиков и девочек. По целому ряду физиоло­гических параметров мальчики менее устойчивы к воздействиям внешней среды - они более подвержены стрессам и болезням, у них выше скорость обменных процессов, поэтому они более активны и менее усидчивы, чаще страдают нарушениями обменных процессов (гипогликемия, диабет, различ­ные ферментопатии).

В связи с высокой подвижностью у мальчиков чаще возникают травмы мозга, ведущие к неблагоприятным последствиям. Генетически они более предрасположены к гипердинамическому синдрому, раннему детскому ау­тизму, нарушениям поведения. Мелкие мышцы руки у них развиваются позднее, чем у девочек, поэтому их руки быстрее устают при рисовании и письме. У девочек раньше и быстрее развиваются познавательные способно­сти. Они раньше начинают говорить, у них богаче словарный запас, они употребляют предложения более сложной конструкции.

Недостаточность, поврежденность или задержанное созревание мор-фофункциональных систем головного мозга в сочетании с неадекватными условиями воспитания лежат в основе несформированности психических функций, нарушают становления учебной деятельности, приводят к отклоне­ниям в когнитивном и личностном развитии. Анализ воздействия каждого патогенного фактора в отдельности позволяет попять причины и механизмы вариантов отклоняющегося развития.

Очевидна тесная взаимосвязь между процессами умственного развития и развития личности, их взаимное влияние друг на друга. Для реализации ин­теллектуального и личностного потенциала ребенка имеют большое значение и условия воспитания и обучения, и индивидуальные психологические (а иногда и патологические, то есть обусловленные болезненными отклонения­ми) черты характера ребенка, темп созревания его когнитивных способно­стей, его физиологические ресурсы.

 

Раздел 5. Педагогика в специальных дошкольных и школьных учреждениях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.