Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная политика в информационной сфере




Введение

Цель курса «Информационные технологии в юридической деятельности» – изучение основ информационно-телекоммуникационых технологий, возможностей использования информационных систем в юридической деятельности и информационных технологий в сфере образования, прежде всего юридического (правового). Задачи курса:

получить представление о новейших информационных технологиях, об особенностях информатизации правовой сферы и природе правовой информации; изучить сущность информационных технологий и особенности применения справочных информационных систем; привить навыки самостоятельной работы студентов со специальной литературой и нормативными источниками при помощи справочных правовых систем и иных информационных средств, включая Интернет.

Конкретизированные цели и задачи дисциплины – это подготовка обучающихся к эффективному применению современных информационных технологий и в процессе обучения в вузе, и в ходе будущей профессиональной деятельности; изучение комплекса базовых теоретических знаний в области информационных систем и компьютерных технологий; формирование и развитие компетенций[1], знаний, умений и навыков, способствующих всестороннему и эффективному применению информационных технологий при решении прикладных задач профессиональной деятельности, связанных со сбором и обработкой, поиском и анализом правовой информации, в том числе с применением глобальных компьютерных сетей.

Курс отражает основные положения государственной политики в информационной сфере[2], раскрывает базовые понятия информатики и информационной политики, концептуальные основы современной информационной политики государства на среднесрочную перспективу в области формирования информационного общества и «Электронного правительства», создания государственных информационных систем, информационной безопасности, закономерности и тенденции развития информационных процессов в юридической деятельности.

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, юристов, преподавателей и ученых.


Раздел 1. Информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти, правоохранительных органов, целевых программ борьбы с преступностью

Учебные вопросы

Концептуальные основы и основные положения современной государственной политики в области формирования информационного общества, электронных информационных ресурсов и «электронного правительства», а также в сфере государственного управления, науки и образования, правовой культуры. Современные аспекты информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти, правоохранительных органов, целевых программ борьбы с преступностью.

Концепция "э-правительства": зарубежный опыт. Законодательство о сотрудничестве стран СНГ и международном сотрудничестве в области информации. Информационное законодательство РФ в сфере юридической деятельности.

Место компьютера в современном мире: наука и образование (педагогическое, юридическое, математическое, информационное /ИТ/, иное), экономика и бизнес, искусство, управление и системы связи, война, досуг и т.д.

Информационная сфера - область деятельности, связанной с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации[3].

Область производства и распространения исходной и производной информации
Область формирования инфоресурсов, подготовки инфопродуктов, предоставления инфоуслуг
Область поиска, получения и потребления информации
Область создания и применения инфотехнологий и средств их обеспечения
Область создания и применения средств и механизмов инфобезопасности

Информационная сфера определяется и как совокупность информации, информструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений[4].

Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, м.б. представлена двумя частями:

1. Основная (собственно обращение информации) - включает в себя три области:

а) производства и распространения исходной и производной информации;

б) поиска, получения и потребления информации;

в) формирования инфоресурсов, подготовки инфопродуктов, предоставления инфоуслуг;

2. Обеспечивающая (обращение информации) - включает две области:

г) создания и применения инфотехнологий и средств их обеспечения;

д) создания и применения средств и механизмов инфобезопасности.

Материальную основу информационной сферы составляют информационно-телекоммуникационные системы (ИТКС). В России выделяют три типа ИТКС:

1) глобальные – системы, взаимодействующие с международными сетями общего пользования (Интернет, проводной и мобильной связи и др.);

2) корпоративные - открытые системы, построенные на базе открытых внутригосударственных сетей передачи данных;

3) ведомственные – закрытые системы, предназначенные для обработки конфиденциальной (классифицированной) информации.

Базовым документом федерального значения по формированию информационного общества является «Стратегия развития информационного общества в РФ»[5], а также Концепциягосполитики в области формирования информационного общества[6].

Так, в Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии глобального информационного общества, Декларации принципов построения информационного общества, Плана действий Тунисского обязательства, иных международных документов, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам развития информационного общества; закреплены цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационно-телекоммуникационных технологий (ИТКТ), науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.

Целью формирования и развития инфообщества в РФ является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы госуправления на основе ИТКТ.

К числу основных задач, обеспечивающих достижение данной цели, отнесены:

формирование современной инфраструктуры ИТКТ, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИТКТ; совершенствование системы госгарантий конституционных прав человека и гражданина в инфосфере;

развитие экономики РФ на основе использования ИТКТ; развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИТКТ;

повышение эффективности госуправления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами госвласти, качества и оперативности предоставления госуслуг;

противодействие использованию потенциала ИТКТ в целях угрозы национальным интересам России.

Основные направления реализации настоящей Стратегии (извлечение):

Вобласти формирования современной инфраструктуры (ИТКТ), предоставления на ее основе качественных услуг в сфере ИТКТ и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:

создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории РФ, в т.ч. с использованием механизмов частно-государственного партнерства;

повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере ИТКТ; создание системы общественных центров доступа населения к информационным госресурсам, в т.ч. государственной системы правовой информации;

формирование единого инфопространства, в т.ч. для решения задач обеспечения национальной безопасности.

В области повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИТКТ:

расширение использования ИТКТ для развития новых форм и методов обучения, в т.ч. дистанционного образования;

внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению, а также дистанционного обслуживания пациентов;

предоставление гражданам социальных услуг на всей территории РФ с использованием ИТКТ.

В области развития науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере ИТКТ:

развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований, экспериментальных разработок, обмена научной информацией;

создание организационно-правовых условий укрепления научно-исследователь-ского сектора высшей школы, государственных академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием;

повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения госслужащих в области ИТКТ.

Основными направлениями реализации Стратегии в рамках международного сотрудничества в области развития информационного общества являются:

участие в разработке международных норм права и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления сетью "Интернет";

участие в международном информационном обмене;

участие в формировании системы международной информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов РФ и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования ИТКТ в террористических и иных преступных целях;

участие РФ в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

участие в разработке международных стандартов в сфере ИТКТ, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

В Концепции были даны основные задачи госинформполитики (формирование информационного права как правового фундамента построения информобщества), основные положения правового обеспечения госинформполитики (формирование правовой нормативной базы, обеспечивающей эффективное регулирование инфоотношений) и основные направления его развития (разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника – информационного законодательства).

Госполитика в области обеспечения инфобезопасности определяет: основные направления деятельности органов гос. власти (федеральных и субъектов РФ) в этой области (совершенствование правовых механизмов регулирования инфоотношений); порядок закрепления их обязанностей по защите интересов РФ в инфосфере; и базируется на соблюдении принципов: (1) законности; (2) баланса интересов личности, общества и государства в инфосфере; (3) открытости в реализации функций; (4) правовом равенстве всех участников процесса инфовзаимодействия; (5) приоритетном развитии отечественных ИТКТ, их подключении к глобальным инфосетям[7]; (6) обеспечении безопасности РФ при создании ИС, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации (ст. 3 №149-ФЗ).

Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий (ИТ) сыграли: а) ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" [8], реализация которой позволила сформировать необходимые предпосылки для внедрения ИТ на качественно новом уровне; б) Концепция использования ИТ в деятельности федеральных органов госвласти до 2010 г.[9] Федеральным органам власти рекомендовано учитывать положения Концепции при формировании и реализации проектов и программ, содержащих мероприятия по разработке и использованию ИТ.

Основной целью использования ИТ в деятельности федеральных органов власти является повышение эффективности механизмов управления на основе создания общей инфраструктуры (ИТКТ), включающей госинформсистемы (ресурсы), а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления госуслуг. Госполитика в сфере использования ИТ в госуправлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов власти по созданию госинформсистем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.

В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития[10] РФ на среднесрочную перспективу определяются следующие приоритеты использования ИТ (сферный подход):

в сфере развития инфотелекоммуникационной инфраструктуры: создание условий для обеспечения доступа хозяйствующих субъектов, федеральных органов госвласти и органов местного самоуправления, а также широких слоев населения к инфоресурсам и телекоммуникационным услугам, развитие сети пунктов общественного доступа граждан к госинформресурсам;

в сфере развития науки и инноваций: повышение эффективности реализации целевых инновационных программ и проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, развитие системы НТИ, создание реестров научных организаций, системы учета и анализа результативности их деятельности, состояния их опытной и лабораторной базы, повышение эффективности финансирования фундаментальных исследований, обеспечение доступа к информации о результатах финансирования науки и инноваций за счет средств федерального бюджета;

в сфере образования: повышение эффективности системы планирования и мониторинга объемов и структуры подготовки специалистов, качества образования, деятельности бюджетных образовательных организаций, обеспечение доступности образовательных услуг, в т.ч. на основе распространения технологий дистанционного обучения (ДОТ) и э-учебников (e-books);

в сфере социальной защиты, адресной социальной помощи, трудоустройства, трудовых отношений и условий труда: совершенствование механизмов мониторинга рынка труда, прогнозирования потребностей экономики в профессиональных трудовых ресурсах, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение оперативности и эффективности проверки реальной нуждаемости получателей в социальной помощи и учета ее предоставления, обеспечение ее адресности, снижение количества выплат необоснованных пособий, а также улучшение обслуживания граждан на основе создания единой системы обеспечения занятости и соцзащиты населения;

в сфере культуры: совершенствование системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, оптимизация сети учреждений культуры и искусства, повышение эффективности их финансирования, создание системы учета культурных ценностей, сводного каталога библиотек России и перевод библиотечного фонда в э-вид (оцифровка), развитие информационного сервиса, предоставляемого населению на базе центральных и муниципальных библиотек;

в сфере национальной безопасности: создание систем мониторинга, прогнозирования угроз техногенного, природного и террористического характера в отношении объектов инфраструктуры и населения, систем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы проведения оперативно-розыскных мероприятий, криминалистической деятельности, госконтроля использования и хранения ядерных материалов, учета въезда-выезда и пребывания на территории РФ граждан иностранных государств и лиц без гражданства, систем противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, учета легального оборота наркотических средств и психотропных веществ;

в сфере госуправления: рост квалификации госслужащих на основе создания и развития инфосистемы поддержки непрерывного профобразования госслужащих, системы управления знаниями; повышение эффективности выполнения контрольных и надзорных функций на основе создания и развития систем: а) мониторинга эффективности правоприменительной деятельности в интересах федеральных органов госвласти, граждан и организаций; б) информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин правонарушений; в) информационного обеспечения деятельности судов (судопроизводства), учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроизводства;

В целях обеспечения необходимого уровня квалификации госслужащих по использованию ИТ создается система подготовки (переподготовки) кадров на основе: определения требований к квалификации и навыкам использования ИТ для различных категорий госслужащих; внедрения унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников; развития инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации госслужащих на базе вузов; разработки и финансирования программ обучения для различных категорий госслужащих, необходимых методических материалов; профобучения и сертификации персонала, ответственного за разработку и внедрение госинфосистем (и ресурсов); улучшения материально-технического обеспечения госслужбы, включая оснащение АРМ госслужащих компьютерной техникой (КТ), создания в федеральных органах госвласти учебных классов (КТ), внедрения ДОТ; информирования госслужащих о передовом опыте и инновациях в сфере ИТ; создания системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования госслужащими ИТ.

Принимаются дальнейшие меры, направленные на продвижение и популяризацию ИТ, повышение квалификации граждан и организаций, использующих ИТ для взаимодействия с федеральными органами госвласти на основе единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для госнужд.

Так, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ предложило создать государственную электронную почту, " у каждого гражданина будет свой почтовый адрес именно для общения с государством". Премьер-министр РФ предложил выкладывать в Интернет все внутренние документы министерств и ведомств (исключая с грифом "секретно")[11]. Кроме того, он предложил назначить в министерствах и правительстве каждого региона РФ ответственных за развитие информационных технологий.

Разработана Концепция создания и развития государственной информационной системы учета ИС, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ[12].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.