Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет и метод налогового права. Взаимосвязь налогового права с другими отраслями права в правовой системе

 

Предмет налогового права определен отечественным законодателем в ст. 2 Налогового кодекса РФ: «Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».

 

Для урегулирования властных отношений, возникающих в связи с уплатой плательщиками налогов и сборов, и в связи с проведением контроля за уплатой налогов, налоговое право использует определенные правовые приемы, которые в своей совокупности образуют метод налогового права. Так как налоги устанавливаются государством в одностороннем порядке, то налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением. То есть, формирование налоговых отношений зависит только от воли государства, которое по своему усмотрению формирует правила поведения субъектов налоговых отношений, которые не могут быть изменены последними и являются для них обязательными. Таким образом, методом регулирования налогового права является административно-правовой метод.

 

Исходя из предмета и метода налогового права, учитывая, что налоговое право выполняет функцию мобилизации финансовых ресурсов публичных субъектов, можно определить, что налоговые отношения являются разновидностью финансово-правовых отношений, а налоговое право является подотраслью финансового права.

 

Налоговое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права. Связь налогового и конституционного права прослеживается через установление конституционно-правовых принципов, которые находят свое дальнейшее развитие в налоговом законодательстве. Налоговое и административное право сближает сходство метода правового регулирования. Более того, в ряде случаев нормы административного права выступают в качестве общих по отношению к налогово-правовым нормам. Это обусловлено тем, что налогообложение представляет собой часть системы государственного управления. Налоговое право, как и гражданское, регулирует имущественные отношения, связанные с институтом собственности.

 

При отграничении налогового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования и наличие системы финансового права.

 

Второй учебный вопрос:

Налоговая система Российской Федерации и ее отличие от системы налогов и сборов. Система принципов налогообложения

 

Система налогового права, впрочем, как и любого другого, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

 

К Общей части налогового права относятся:

- нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

- принципы формирования налогового законодательства;

- правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

- основные черты правового положения участников налоговых отношений.

 

Особенная часть содержит:

- нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

- круг плательщиков по каждому налогу;

- объекты налогообложения;

- налоговую базу;

- порядок исчисления и уплаты.

 

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

 

В основе налоговой системы, лежат принципы налогообложения, выражающие качественную особенность налогообложения. Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся деятельность в сфере налогов и сборов детально урегулирована нормами налогового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип публичности налогообложения связан с конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это обусловлено публично-правовой природой государственной власти и тем, что налоговые правоотношения представляют собой отношения властного подчинения: налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику — обязанность повиновения.

Принцип справедливости представляет собой всеобщность и соразмерность налогообложения. В частности, по отношению к гражданам он означает запрещение всех форм дискриминации и запрет устанавливать налоги исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

 

Принцип единства налоговой системы вытекает из конституционных принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Он означает, что не допускается установление налогов и сборов, каким-либо образом препятствующих свободному перемещению товаров, работ, услуг и финансовых средств по территории нашего государства. Ограничения могут вводиться только федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип законодательной формы установления налогов заложен в ст. 57 Конституции РФ, устанавливающей, что налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.

 

Принцип налогового федерализма вытекает из норм ч. 3 ст. 75 Конституции РФ: «Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом». Поэтому законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с данным Законом (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Принцип однократности налогообложения состоит в том, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Принцип определенности налога устанавливает, что налоговое законодательство должно содержать все элементы налога, необходимые для его исчисления и уплаты, а сами законы о налогах должны быть конкретными и понятными.

Третий учебный вопрос:

Понятие и классификация норм налогового права. Акты налогового законодательства

 

Нормы налогового права являются первичным элементом правовой регламентации налоговых отношений и представляют собой установленное публичным субъектом и обеспеченное государственным принуждением правило поведения участников отношений в налоговой сфере.

Нормы налогового права бывают:

- регулятивными, содержащими предписанное правило поведения;

- охранительными, предусматривающими меры государственного принуждения к лицам, виновным в нарушении законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, в зависимости от характера содержащихся в норме права предписаний нормы налогового права подразделяют на:

- управомочивающие, предоставляющие участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения. Этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель. В силу особенностей метода правового регулирования эти нормы не имеют широкого распространения;

- обязывающие, которые содержат предписания, обязывающие участников налоговых отношений совершить определенные действия;

- запретительные, предписывающие участникам налоговых отношений воздерживаться от определенных действий.

Существуют и иные классификации налоговых норм.

Ст. 5 НК РФ установлены особые правила вступления в силу актов законодательства:

- о налогах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;

- о сборах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Дата вступления нормативного правового акта в силу (начало его действия) имеет важное юридическое значение, так как именно с этого момента начинается действие нормативного акта также в пространстве и по кругу лиц.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют, те же акты налогового законодательства, которые устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства либо устанавливают дополнительные гарантии, имеют обратную силу.

В НК РФ не содержится специальных норм, предусматривающих случаи прекращения действия актов налогового законодательства. Однако сложившаяся практика позволяет говорить о том, что они утрачивают силу либо в результате прямой отмены, либо с истечением срока действия закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве позволяет говорить о территории, в границах которой распространяет свое действие принятый акт. Ст. 4 Конституции РФ устанавливает, что Конституция РФ и федеральные законы действуют на всей территории нашей страны. Учитывая, что в соответствии со ст. 67 Конституции РФ Россия имеет некоторые суверенные права в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а объем этих прав определяется международными соглашениями, то регулирование налоговых отношений здесь осуществляется только в тех пределах, которые установлены актами международного права. Законы субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований действуют соответственно на территории указанных субъектов и муниципальных образований.

Что касается действия источников по кругу лиц, то они действуют на всей территории РФ и распространяются на всех субъектов налогового права, если в соответствующем акте (норме права) не установлено иное.

По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений.

Ст. 9 НК РФ установлен исчерпывающий перечень участников налоговых правоотношений:

1) организации и физические лица, являющиеся налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

Четвертый учебный вопрос:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И как учебная дисциплина | Понятие и виды источников налогового права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.