Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геометрическая интерпретация производной функции




К первой подгруппе, т.е. основным методам, относятся: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение) и экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный эксперименты). Ко второй подгруппе, т.е. вспомогательным методам, относятся:тесты и психодиагностические методы, праксиметрические методы, методы моделирования, биографические методы.

Применение отдельных методов или их констелляций зависит от того, каким организационным методом (сравнительным, лонгитюдинальным, комплексным) пользуется исследователь.

Объективное наблюдение (сплошное или выборочное) претерпело значительное изменение благодаря применению различных фиксационных и других технических средств (фотографических, кинематографических, звукотехнических, телевизионных). С помощью этих средств (включая полупроницаемые экраны и камеры) обеспечивается сохранность натуральной картины поведения и его динамики в определенных условиях.

С внедрением в практику психологического исследования технических средств наблюдения, фиксации и обработки их данных метод объективного наблюдения вновь занимает первостепенное положение, разделяя его с экспериментальным.

Самонаблюдение как обсервационный метод имеет особый смысл при изучении динамики сознания, являющегося одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним миром человека, самосознания как субъективной программы личности и ее саморегуляции. В этом плане особую ценность имеют приемы и данные опосредованного самонаблюдения (дневники, автобиографические материалы, переписка и т.д.) Самонаблюдение выступает как компонент многих других методов при изучении психических реакций, актов поведения, форм деятельности в виде словесного отчета. Во всех видах прикладной психологии самонаблюдение применяется в различных модификациях и в связи с другими объективными методами. Особенное значение имеет описание самочувствия в тех или иных состояниях деятельности, динамики представлений и переживаний, мотивов поведения. С введением экспериментальных методов в психологию и применением фармакологических средств самонаблюдение используется как специальный прием анализа субъективных изменений под влиянием различных физико-химических воздействий.

Экспериментальные методы в психологии столь многообразны, что ни в одном из пособий по экспериментальной психологии невозможно дать полное описание всех экспериментальных методик как сложных систем специальных операций и процедур, осуществляемых в специально оборудованных камерах и кабинетах с помощью сложных приборов, аппаратов и других технических устройств. Первой формой экспериментального метода в психологии является так называемый лабораторный эксперимент. Обозначение это, конечно, чисто формально и имеет смысл лишь в сопоставлении с другими видами эксперимента - “естественного” и “психолого-педагогического”. Особенностью классического лабораторного метода является создание специальных условий, которые стимулируют проявление изучаемого психического явления, т.е., в отличие от наблюдения, исследователь не ждет естественного его проявления в активности испытуемого. Исследование, проводимое с помощью лабораторного метода, осуществляется в специально оборудованной сигнально-стимуляционной и регистрационной аппаратурой лаборатории.

В последние десятилетия, благодаря развитию электроники, возникла возможность выхода экспериментально-психологической техники за пределы лаборатории. Этот вид экспериментально-психологического метода можно назвать полевым экспериментальным методом, использующим более портативную аппаратуру и сокращенные циклы экспериментальных процедур. В настоящее время полевые эксперименты широко практикуются в психофизиологии труда, авиационной и космической психологии, особенно в психологии спорта и военной психологии.

Естественный и психолого-педагогический эксперименты весьма основательно разработаны в советской психологии и подробно описаны в психолого-педагогических исследованиях (Н.А.Менчинской, Г.С.Костюка, А.А.Люблинской, М.Н.Шардкова и др.).

Естественный эксперимент был разработан и предложен для изучения психики ребенка известным психологом А.Ф.Лазурским в 1910 г. Значительный вклад в его разработку внесли М.Я.Басов и В.А.Артемов. Естественный эксперимент соединил в себе положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, естественный эксперимент позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности.

Одним из вариантов естественного эксперимента является формирующий эксперимент, который наиболее широко применяется в возрастной и педагогической психологии. Метод используется для прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент позволяет через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности, определения возможности оптимизации этого процесса. Именно поэтому метод формирующего эксперимента широко используется в отечественной психологии при изучении условий, принципов, путей формирования личности ребенка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса (синонимы - преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики).

К естественным экспериментам относят также психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей подлежащих изучению. Однако основная цель психолого-педагогического эксперимента - определение эффективности используемых в обучении педагогических приемов и воспитательных методов.

Ко второй подгруппе эмпирических методов (вспомогательным методам) относятся: тесты и психодиагностические методы, методы опроса (анкеты, интервью, беседа), приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ и т.д.), которые называются праксиметрическими методами; моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.) биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.).

Тесты как методы исследования позволяют определять индивидуальные особенности конкретного человека в соотношении с конвенциональной нормой, определяя ее местоположение, статус относительно общечеловеческой выборки. Тесты подразделяются на две большие группы: стандартизированные и нестандартизированные (проективные), которые решают различные задачи. К стандартизированным тестам в первую очередь относятся: интеллектуальные тесты, преследующие цель прямого определения умственной одаренности, а также выявление уровня и структуры интеллекта (вербального, невербального, общего), тесты успешности (шкала оценок знаний), широко распространенных в процессе обучения, тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности, видоизменяющиеся в зависимости от профессиографических профилей. Нестандартизированные или проективные тесты используются в целях определения свойств личности, ее характерологических черт, мотивов деятельности и т.п.

Психодиагностические методики позволяют раскрывать качественные особенности индивидуальности человека. К психодиагностическим методикам относятся также социометрические, посредством которых определяются статус личности в группах (малой и большой) показатели эмоциональной экспансии и т.д.

Методы опроса позволяют решать другие исследовательские проблемы. Так в современных условиях беседа представляет собой дополнение к экспериментальным методам или, что особенно характерно для генетической и патологической психологии, вариант естественного эксперимента, воспроизводящего определенную ситуацию общения и взаимной информации. В социальной психологии беседа выступает в качестве самостоятельного метода интервью, имеет свою специальную технику сбора: информацию, принципы, градуирование ответов и шкалу оценок. На основании интервью, так же как анкет различных типов и вопросников, распознаются состояния (общественного мнения, общественных настроений, социальных ожиданий, ролевого поведения).

К праксиметрическим методам относятся хронометраж рабочих или спортивных движений, циклографическая запись актов поведения, или трудовых действий, профессиографическое описание целостного производственного комплекса, анализ продуктов деятельности (изделий, художественных, литературных, научных произведений, изобретений и рационализации, школьных сочинений и учебных работ).

Моделирование - новый метод, вернее новые методы теоретического исследования, необходимые как для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции. Техническое моделирование, математическое моделирование, кибернетическое моделирование и т.п. Данный метод позволяет анализировать особенности изучаемого явления через исследование его модели, отражающей его существенные признаки.

Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.) еще слабо разработан в психологии. Однако сравнительное изучение биографий для целей определения оптимальных периодов творчества и фаз становления таланта может оказаться весьма полезным для разработки методики биографических исследований. Данный метод был предложен З.Фрейдом и широко использовался психоаналитиками для диагностики причин невротических отклонений их пациентов.

3.Третью группу методов составляют приемы обработки данных. К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный - с другой (в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил).

К количественным методам относятся: анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный, применяемые в целях психологического измерения.

Качественный анализ заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, в общем, в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования. Одним из обрабатывающих способов качественного анализа является психологическая казуистика - описание случаев, наиболее типичных как для данной популяции или ее основных уровней, так и являющихся исключением.

 

4. Наконец, четвертая группа - интерпретационные методы синтетического характера в психологии складываются в зависимости от двух основных видов взаимосвязей психических явлений - “вертикальных” генетических связей между фазами и уровнями развития и структурных “горизонтальных” связей между всеми изученными характеристиками личности, и поэтому составляют различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический (в исторической психологии). Генетический метод может охватывать все уровни развития, от нейронного до поведенческого, т.е. от молекулярного (в широком смысле слова) до молярного. Различные варианты этого метода есть способы теоретического исследования генетических связей между изучаемыми явлениями.

Взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни определяется структурными методами (психографией, типологической классификацией, психологическим профилем).

Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т.д.

В сущности, на этом методологическом уровне метод становится в известном смысле теорией, определяет путь формирования концепций и новых гипотез, детерминирующих дальнейшие исследовательские циклы психологического познания.

В современной психологии, начиная с середины 70-х годов, развивается еще один принцип интерпретации полученных в психологических исследованиях результатов - системный подход. С позиций этого подхода, психические явления трактуются как целостные системы, имеющие внутреннюю структуру, иерархию, существенные признаки - системообразующий фактор, способность к самоорганизации, саморегуляции и т.п.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.