Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние паники на подготовку УР




Паника (состояние паники) — это кратковремен­ная потеря системности в мыслительной деятельности человека при подготовке и реализации решения. Систем­ность выражается в логике мышления, использовании накопленных знаний и приобретенного опыта, представ­лении себя в качестве объекта и субъекта управления.

Паника — составляющая стресса человека. Стресс — это состояние или процесс повышенного нервного на­пряжения из-за наличия напряженных или исключитель­ных ситуаций, вызывающих страх. Общие положения теории стресса были сформулированы Г. Селье в 1963 г. Стресс включает 5 состояний, распределенных по 4 схе­мам.

В состоянии паники человек или группа людей может временно потерять способность разумно принимать или оценивать решения, нацеленные на преодоление обсто­ятельств, вызывающих страх. Осмысленный процесс дея­тельности человека или группы людей характеризуется использованием имеющихся знаний и опыта для разработ­ки решений в виде выводов или конкретных действий.

4 схемы стресса:

1) осознание страха, затем внутренняя паника и реа­лизация немыслимых действий;

2) осознание страха, затем внутренняя паника (без опасных действий);

3) осознание страха, затем внутренняя паника, на­пряженная логичная мыслительная деятельность и разра­ботка необычных решений;

4) осознание страха, затем напряженная логичная мыслительная деятельность и разработка необычных ре­шений.

В зависимости от схемы развития стресса общее время стресса (Тс) определяется:

Тс = ТО + Т1 + Т4; Тс = ТО + Т1; Тс = ТО + Т1+ Т2 + ТЗ; Тс = ТО + Т2 + ТЗ.

Время паники (Тп) равно: Т1 + Т4. В зависимости от времени Т4 (реализация немыслимых действий) выде­ляют два состояния: полное оцепенение и неосмыслен­ные паникерские действия.

Различают 4 уровня работоспособности в условиях стресса. Работоспособность (Р) характеризуется соотно­шением между временем паники (Тп) и общим временем стресса:

Р = Тп / Тс х 100%.

Люди, находящиеся в полной депрессии, — паникеры. Паникер может и сам стать источником групповой или массовой паники. В данном случае стресс вырождается в одно паническое состояние. Факт частой отмены или замены управленческих решений является косвенным свидетельством наличия паники.

Характеристики работоспособности человека во время стресса

Уровень работоспособности Диапазон значений Р, % Комментарии
Высокая работоспособность 3*10 Малое время оцепенения сознания и поступков человека
Средняя работоспособность 20*40 Большое время оцепенения сознания и поступков до начала осмысленной деятельности
Низкая работоспособность 60*80 Подавляющий период оцепенения сознания
Нулевая работоспособность «100 Полная депрессия

Паникой могут быть охвачены руководители мелких компаний, менеджеры крупных компаний, высшие руко­водители стального треста, трейдеры фондовой биржи и т. д.

Набор качеств человека должен соответствовать кон­кретной напряженной или неожиданной ситуации, вы­зывающей у него страх. При этом ситуация может быть скоропреходящей или длительной, детерминированной или с элементами неопределенности.

Паника обычно приводит к буму для одних и к де­прессии для других людей. Паника может иметь инди­видуальный или коллективный характер.

Индивидуальная паника — это беспомощное состоя­ние, потеря уверенности в своих силах. Это состояние, может длиться сколь угодно долго. Поэтому роль обще­ства или авторитетного человека, которые могут помочь преодолеть индивидуальную панику, является очень важ­ной. Паника часто свойственна одержимым людям.

Коллективная паника — это беспомощное состояние группы людей. Она проявляется среди социальных или профессиональных групп населения на напряженную или исключительную ситуацию, вызывающую страх («социаль­ная паника»). Для каждой коллективной паники обычно имеется один основной источник напряженной или ис­ключительной ситуации, вызывающей страх.

Закрепление в сознании человека панических состоя­ний приводит к патологическому медицинскому заболе­ванию — панической атаке. Паническая атака провоци­руется стрессовыми должностями, которые характеризу­ются повышенным вниманием, важностью принимаемых или исполняемых решений, и находятся под постоянным контролем вышестоящих инстанций.

Даже простая ситуация может оказаться напряженной и вызвать страх у работника, не имеющего соответству­ющей профессиональной подготовки или времени для ее обработки. Поэтому при работе в предполагаемых усло­виях паники необходимо организовывать коллективную работу по подготовке и реализации управленческих ре­шений, с тем чтобы в ней нашелся хотя бы один чело­век, не подверженный паники. Например, управленче­ские решения необходимо дублировать несколькими ра­ботниками.

Состояние паники оказывает существенное влияние на мыслительную деятельность человека: снижает эффек­тивность интеллектуальных процессов мышления и по­вышает действенность простых, многократно применя­емых действий. Паническое состояние формирует поло­жительные и отрицательные особенности в мыслительной деятельности человека. Положительные аспекты: активи­зация психики и ускорение психических процессов, улуч­шение гибкости мышления и оперативной памяти. Отри­цательные аспекты: ухудшение понимания и мышления, скованности или хаотичности движений (предложений), затруднение самоконтроля и прогнозирования, неодно­значность восприятия и обработки информации.

Выделяют особенности влияния индивидуальной и кол­лективной паники на трех этапах: при подготовке реше­ния, при выполнении решения, при функционировании результата решения.

Первый этап характеризует профессионализм буду­щего решения. Разработка решения предполагает участие как специалистов в экономической, технологической и других сферах деятельности, так и руководителей соответ­ствующих подразделений организации. Увеличение числа работников, принимающих участие в разработке реше­ния, уменьшает влияние паники и может даже исключить ее полностью. Однако стоимость такого решения возрас­тает, что может существенно отразиться на себестоимости продукции. К непредсказуемым трудностям, вызывающим страх и панику, относятся: падение курса валют или акций, выход на освоенный рынок продукции конкурента и т.д.

На втором этапе — выполнение решения — базой для паники может быть несоответствие реальных условий вы­полнения решения запланированным. И это естественно. так как с течением времени ряд параметров может сущест­венно измениться. Для долговременных процессов реа­лизации решений существует опасность нереагирования на малые сигналы предстоящей опасности. Учет малых сигналов дает возможность для своевременных корректи­ровок и предотвращения нежелательного хода событий. Для этого каждое решение должно сопровождаться систе­мой контроля и реагирования на отклонения.

На третьем этапе — результаты выполнения реше­ния — базой для паники могут служить прямые и кос­венные отрицательные последствия уже выполненного решения в экономической, социальной, экологической и других областях. Уменьшению вероятности паники спо­собствует соответствие решения действующему законо­дательству и уставным документам организации, получе­ние сертификатов и актов независимых экспертов.

Причины паники: внешние и внутренние.

К внешним относятся три группы причин:

— патологические медицинские заболевания и пси­хологические расстройства;

— особые социальные обстоятельства;

— случайное стечение обстоятельств.

Внутренние причины, определяемые условиями работы:

— устойчивая изнуренность и крайняя утомленность работников;

— сильно пониженный тонус сознательной актив­ности;

— повышенный уровень эмоциональной возбуди­мости и активности внешней среды;

— потеря веры в руководство;

— несоответствие сильной значимости ситуации сла­бым ожиданиям;

— назначение паникера на руководящую должность;

— стечение обстоятельств. Методология работы в условиях паники:

— моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого участника тренинга, так и у людей, за которых он ответственен, и отработка дей­ствий по преодолению стресса;

— создание и поддержание в постоянной готовности спецсредств для пожаротушения, борьбы с наводнением, эвакуации населения и техники во время стихийных про­исшествий и т.д.;

— формирование неприкосновенных запасов пита­ния, энергии и других элементов жизнеобеспечения лю­дей и животных;

— страхование людей и их ответственности при дея­тельности повышенного риска;

— отработка профессиональных навыков организатор­ской деятельности:

— уяснение и осознание приоритетов потребностей и интересов человека и общества;

— умение выбирать приоритеты целей личности, коллектива и общества;

— отработка навыков брать на себя ответственность за действия и жизнь подчиненных или подопеч­ных людей;

— отработка навыков организовывать отдельных людей и коллективы на рутинные виды деятель­ности;

— отработка навыков автономной организаторской деятельности в течение нескольких часов или даже дней;

— отработка навыков самовнушения, самостимулирования и самооценки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.