Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Сущность, цели и задачи финансовой политики государства




Структура финансовой политики: система финансов, финансовая система и финансовый механизм

Основные типы финансовой политики государства

Сущность, цели и задачи, принципы и виды финансовой политики государства

Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Учебные вопросы:

 

Большинство своих функций государство реализует через экономическую политику, основой которой является финансовая политика, традиционно рассматриваемая как один из инструментов государственного регулирования экономики и связываемая с обеспечением финансовой централизации, концентрации ресурсов для экономических преобразований.

Необходимо рассматривать политику, в том числе и финансовую, не только как науку или систему научных знаний о финансах, но и как искусство управления.

В общем случае политика (греч. politika — государственные и общественные дела) определяется как сфера деятельности, связанная с осуществлением власти внутри государства и поддержанием отношений между государствами.

Политика как особая форма социальной деятельности возникает вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения.

Политика государства подразделяется на внутреннюю, внешнюю и глобальную, особенностью современного политического развития является расширение взаимного сотрудничества государств с целью решения политических, экономических, экологических и других проблем глобального характера.

Политику можно представить как разновидность управления. Цели и задачи политики осуществляются на практике через систему планирования, организации, регулирования и контроля. Теоретическое обоснование тех мероприятий, которые осуществляются политикой, в том числе и финансовой, можно понимать как искусство. Значит, можно сказать, что политика как искусство управления — это теоретически обоснованная система планирования, организации регулирования и контроля.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля (1865 г.) указано, что слово «политика» пришло из Греции и означает науку государственного управления, а также «виды, намерения и цели государя, немногим известные, и образ его действий при сем нередко скрывающий первые.» [53, стб. 238]. В греко-русском словаре известного филолога А.Д. Вейсмана (1899 г.) находим поХтхц - государственная наука, искусство управлять государством [41, стб. 1023]. Эти определения указывают на то, что в прошлом, во-первых, обязательным субъектом политики как отношения выступало государство; во-вторых, термин «политика» имел двойное значение: 1) это наука, 2) это управление.

Важно отметить, что управление имеет отличительное свойство, которое выделяет его из всей совокупности экономических действий. Оно заключает в себе императивность. Эта особенность управления была отмечена Д. Кудрявским еще в 1902 г.: «...в область явлений управления входит все то, что не относится к области согласия». Управление в самом своем содержании — это проявление власти. И в этом ракурсе политика — есть императивная, теоретически обоснованная система планирования, организации регулирования и контроля.

Для России, как и для других стран, характерно формирование ряда научных традиций в теоретическом и методологическом плане. В частности при рассмотрении политики как деятельности в сфере отношений между большими социальными группами российские ученые во многом опираются на определение В. И. Ленина, который писал, что «политика — участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства». Далее традиционно приводится его следующая цитата «политика — есть концентрированное выражение экономики», поскольку она отражает коренные социально-экономические интересы классов.

Неразрывную связь политики и экономики подчеркивали на протяжении всего периода существования понятия политика, еще до того как ее выделили в отдельную науку. Это отмечали: Платон, Аристотель, Конфуций, Н. Макиавелли, М. Вебер и многие другие. В настоящее время политика и экономика настолько сильно переплетены, что при реализации производственных задач и программ социально-экономического развития необходимо учитывать степень их взаимовлияния и взаимопроникновения. Однако рассмотрение «политики» как производной функции от «экономики», согласно ленинскому определению, с определенными оговорками ставит на повестку дня проблему о том, что первично — политика или экономика. Ее исследование в некотором смысле очень напоминает основной вопрос философии «Что первично — материя или сознание?». Однако в некоторых случаях постановка такого вопроса правомерна для решения ряда задач, так как экономическая политика в России, начиная с петровских реформ, носит скачкообразный и догоняющий характер.

Для развитых государств, где экономические преобразования на протяжении истории происходили на основе естественного накопления капитала, политика в целом, а экономическая в частности, может рассматриваться в качестве первичной или первообразной категории. Для них экономика может выступать в качестве средства реализации политических целей в силу того, что развитые страны располагают большими инвестиционными ресурсами, финансовыми средствами и капиталом по сравнению с Россией. Данное обстоятельство следует воспринимать как основное конкурентное преимущество развитых государств, которое они стремятся сохранить различными способами, в том числе экономическими. Поэтому главенствующую роль здесь занимает последовательная политика, а экономика в большей мере инструмент ее реализации. Для России же этого недостаточно, так как перед ней периодически возникает проблема поиска, в том числе научного, средств для модернизации экономики.

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансов на макро-и микроуровнях:

1. Государственная финансовая политика — это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны, основанная на законодательстве, политика по финансовому обеспечению выполнения социально-экономических планов страны, имеющих целью рост качества жизни населения, призванная создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

2. Финансовая политика, проводимая на региональном уровне — это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению социально-экономических программ региона, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения.

3. Финансовая политика, реализуемая на местном уровне, направлена на осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования, материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.

Финансовая политика берет выводы в финансовой теории и доказывает возможность использования их на практике.

При проектировании финансовых мероприятий финансовая политика, прежде всего, должна установить, что новые финансовые институты при своем осуществлении не повлекут уменьшения темпа развития производительных сил, что они в данный период будут достаточны, чтобы удовлетворить коллективные потребности союза, что новые финансовые институты дадут возможность дальнейшего более быстрого роста хозяйства публично-правового союза. Отсутствие резких границ между финансовой теорией и финансовой политикой объясняется еще и давлением практики. Финансовая политика — это одна из сторон финансовой науки. В развитии финансовой науки политика выполняет функции целеполагания и воплощения в жизнь рекомендаций теории. В то же время, видимо, только абстрактным мышлением возможно отделить теорию от политики и построить схему развития чистой науки.

Финансовая политика — это составная часть финансовой науки, отличающаяся от чистой науки своим прикладным характером и императивными способами развития. На подобных позициях стояли и наиболее прогрессивные представители советской экономической школы. Так, Л.И. Абалкин, давая определение экономической политики, а финансовая политика важнейшая ее часть, отмечает, что «это система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях, в интересах всего общества — при социализме, одна из областей экономической науки.

Предметом современной государственной финансовой политики выступают отношения, возникающие в процессе управления финансовыми ресурсами государства и проявляются при формировании, распределении и использовании централизованных денежных фондов государства».

Единства мнений в определении понятия финансовой политики до сих пор не достигнуто и в ряде современных экономистов.

В частности, Кэмпбелл Р., Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Очевидно, что фискальная политика — важная, но все же часть общей финансовой политики, связанной в первую очередь с политикой в области государственных доходов.

Более логичным выглядит определение финансовой политики представителями марксистской школы, видящих под финансовой политикой совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.

Тем не менее, фискальная политика также трактуется ими как совокупность финансовых мероприятий капиталистического государства по регулированию правительственных доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей.

Справочно: Фискалы (лат. fiscalis – относящийся к казне, от fiscus – государственная казна), государственные чиновники в России первой трети 18 в. в системе органов административно-финансового и судебного надзора над всеми учреждениями страны.

 

То есть, опять проводится полная аналогия финансовой и фискальной политики. В качества доказательства своей правоты обычно приводится такой аргумент: для того, чтобы распределить через финансы часть валового продукта страны, надо не только получить доход, но и произвести расход. Советские экономисты определяли финансовую политику, прежде всего, как политику использования финансов в стоимостной, денежной форме в системе реализации экономических законов товарного производства, как концентрированного выражения денежных отношений в экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство перераспределения через формирование и использование фондов финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы народного хозяйства.

Главной целью финансовой политики является обеспечение экономической, финансовой и социальной стабильности в стране на базе экономического роста.

Исходя из определения цели финансовой политики можно сформулировать и ее следующие задачи:

1. Повышение объема и эффективности мобилизации и использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2. Структурная перестройка и оздоровление экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3. Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Некоторые экономисты выделяют также и другие задачи проведения финансовой политики, такие как: снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

Таким образом, финансовая политика непосредственно связана с государственным регулированием финансовых ресурсов с целью повышения реального уровня жизни граждан.

Далее, выделим черты финансовой политики, которые раскрывают ее как науку и как деятельность.

Финансовая политика — это императивная, теоретически и научно обоснованная система планирования, организации регулирования и контроля финансовых отношений в процессе образования и использования централизованных денежных фондов (доходов) государства (муниципальных образований).

Как управленческое понятие, финансовая политика (и ее определение) должна предусматривать адекватные финансовой концепции, механизмы ее реализации. Иначе она остается декларацией о намерениях. Процесс реализации на практике финансовой политики может осуществляться путем использования всей совокупности организационно-экономических категорий управления финансовыми отношениями: финансового процесса, финансового права, системы финансов, финансовой системы, финансового механизма. Они составляют организационное содержание финансовой политики, а поэтому существенны.

В целом можно охарактеризовать финансовую политику как основанную на финансовых отношениях и научной концепции их развития императивную систему управления финансовыми отношениями в процессе образования и использования фондов денежных средств государства и фондов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предметом финансовой политики выступают финансовые отношения. Поэтому необходимо четко определиться со сферой распространения финансов, а, следовательно, и финансовой политики.

Э.А. Вознесенский из всей системы экономических и денежных отношений выделяет отличительные признаки финансовых отношений, считая, что как экономическая категория финансы: во-первых, выражают систему денежных отношений (натуральные отношения выпадают из сферы финансов); во-вторых, опосредуют только процессы перераспределения первичных доходов (частей стоимости) в составе валового общественного продукта; непосредственно обусловлены фактом существования государства, то есть принимают императивную (государственно-властную) форму; опосредуют отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Б.М. Сабанти считает теоретически неверным деление финансов на две составные части: общегосударственные финансы и финансы предприятий. Термин «финансы», по его мнению, имеет отношение только к процессам формирования и использования фондов денежных средств для нужд государства. На уровне же предприятий (отрасли) создаются «доходы», которые регулируются не финансами, а законами экономики[1], но которые служат базой для формирования общегосударственных ресурсов. Таким образом, Б.М. Сабанти связывает с категорий финансов только те денежные ресурсы, которые относятся к ресурсам государства. Все прочие денежные отношения по поводу образования и использования денежных доходов и движения денежных ресурсов на уровне предприятий (за исключением государственных) и между ними составляют содержание другой, самостоятельной экономической категории «денежное хозяйство». Последнее понятие уточняет и развивает А.Ю. Казак.

Он отмечает, что в условиях стопроцентной государственной собственности, например в бывшем СССР, финансы предприятий выступали важнейшим звеном системы финансов. В условиях же рыночной экономики и частной собственности на средства производства о финансах предприятий можно говорить лишь тогда, когда речь идет о государственных предприятиях, а во всех остальных случаях мы имеем дело не с финансами, а с «финансовым (денежным) хозяйством» предприятий. Таким образом, за пределами финансов оказываются денежные отношения, связанные с такими стоимостными категориями, как: заработная плата, прибыль, амортизация и т. п., которые не являются финансовыми категориями, не обслуживаются общей категорией финансов, а являются результатом первичного распределения стоимости продукта под действием общеэкономических рыночных законов.

В то же время, как справедливо отмечает А.Ю. Казак, финансовое (денежное) хозяйство выступает предметом изучения финансовой науки, поскольку только в отраслях материального производства создается национальный доход — основной источник финансовых ресурсов государства.

Итак, чисто финансовые отношения отражают ту часть денежных отношений, которая опосредует процессы перераспределения государством стоимости ВВП (преимущественно чистого продукта общества), образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (доходов) государства, органов местного самоуправления и государственных (муниципальных) предприятий, включая смешанные (на долевых началах). Именно эта часть денежных отношений составляет экономическую базу (объективную основу) и одновременно предмет научного исследования финансовой политики как отрасли научных знаний.

Поэтому в понятие финансовой политики мы вкладываем, финансовые отношения, складывающиеся исключительно в процессе деятельности органов государственной (муниципальной) власти по управлению финансовыми ресурсами в стране, регионах и на местах — формированию и использованию доходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также регулированию финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) предприятий, включая смешанные.

Наиболее распространенной формулировкой финансовой политики является ее определение как «...особой сферы деятельности государства, направленной на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций».

 

 

В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его 1.экономической и 2.социальной политики, то есть выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики — 3.национальное, 4.геополитическое, 5.военное. Совокупность этих пяти направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики.

Финансовая политика строится на следующих основных принципах:

• объективности и научной обоснованности (отражение в финансовой политике объективных процессов, происходящих в экономике, финансах, обществе; в основе такой политики должна лежать научно-обоснованная экономическая и финансовая концепция);

• преемственности (цель, задачи, концептуальные направления и подходы финансовой политики не должны меняться при смене руководства страны в текущем и стратегическом плане до тех пор, пока не будет достигнут прогнозируемый экономический и социальный эффект);

• обязательности (положения финансовой политики должны быть обязательны к исполнению всеми ее субъектами и закреплены нормами финансового права);

• гласности (финансовая политика должна быть открытой, прозрачной и подконтрольной для общественности).

На перечисленных основополагающих требованиях должна строиться эффективная финансовая политика. Последняя не может выступать лишь в виде общих, аморфных положений, а принимает свои конкретные формы.

В этой связи, принято выделять финансовую стратегию и тактику в области государственных (муниципальных) расходов и государственных (муниципальных) доходов, регулирующую и контрольную финансовую политику, стимулирующую и сдерживающую, федеральную и территориальную (преимущественно региональную) финансовую политику.

Кроме того, финансовая политика конкретизируется на ее основные виды: бюджетная, налоговая, инвестиционная, денежно-кредитная, ценовая, таможенная, антимонопольная и валютная политика, а также политика в области международных финансов.

Объектами государственного управления в таком случае выступают не только чисто финансовые отношения, но и все денежные потоки (ресурсы) страны, питающие систему финансов в целом и ее звенья. Это позволяет обеспечивать более действенное воздействие государства на экономику и показатели ее роста.

Финансовая политика не всегда отражает в полной мере объективный характер финансов, неизбежно неся в себе субъективный элемент. В этом и заключено противоречие между политикой и экономикой, между финансовой политикой и базисными финансовыми отношениями. Это противоречие разрешается путем реализации мер финансовой политики, направленных на решение приоритетных на данном этапе задач экономического и социального характера. Исходя из таких задач, стоящих перед государством, обычно выделяют финансовую политику экономического роста, политику стабилизации и политику ограничения деловой активности, манипулируя государственными расходами и уровнем налогового бремени. Современный этап развития России требует проведения политики ускоренного, форсированного экономического роста.

Деятельность органов государственной власти по разработке и реализации финансовой политики складывается из четырех этапов:

1) разработки научно-обоснованной концепции развития финансов, основанной на учете стратегических целей, требований экономических законов, анализе перспектив роста производства и потребления, совокупного спроса и предложения;

2) определения основных направлений, подходов, механизмов и средств достижения прогнозируемых результатов (эффекта) на перспективу и текущий период на основе сценарного, многовариантного анализа;

3) собственно осуществления практических действий через разработанные конкретные механизмы реализации финансовой политики;

4) корректировки механизмов реализации финансовой политики с учетом результатов их применения в реальной практической деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.