КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы построения налоговой системы России
Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое конституционное закрепление в конституциях многих стран мира, однако в Конституции РФ налоговые принципы непосредственно не сформулированы. Общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации. Они определены в положениях статьи 3 НК РФ следующим образом: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. 2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. 3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. 4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. 5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом.
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. 6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). При подготовке и принятии федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах учет данных принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том числе и федеральные законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК РФ являются изначально незаконными. Проанализируем приведенные положения Налогового кодекса и покажем их связь с классическими основополагающими принципами налогообложения. Первое предложение п. 1 ст. 3 Налогового кодекса почти дословно повторяет п. 1 ст. 57 Конституции РФ. Таким образом, принцип всеобщности налогообложения является конституционным принципом, согласно которому каждое лицо без каких-либо исключений должно через налоги участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Принцип равного налогообложения предполагает в первую очередь общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым Законом. В то же время при установлении налогов обязательно должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Принцип справедливости в этой части тесно связан с принципом соразмерности налогов, который заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип также можно сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны. В соответствии с п. 2 ст. 3 Налогового кодекса не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками. Иное означало бы, во-первых, нарушение политических и иных конституционных прав граждан, а во-вторых, нарушение принципа равенства налогоплательщиков, т. е. дискриминацию. Данное положение направлено в определенной мере и на предотвращение политизации налога, т.е. использования механизмов налогообложения не только в экономических, но и в ярко выраженных политических целях. Этим положением регулируются в первую очередь социальные аспекты налогообложения. Влияние налогов на экономические аспекты деятельности налогоплательщиков также учитывается посредством установления ряда специальных требований. Так, не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В связи с этим, например, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо. В то же время установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на наследование или дарение), от размера полученных доходов (подоходный налог), от вида реализуемых товаров (НДС), от суммы иска (государственная пошлина), от категорий земель (земельный налог) и т. д.
Налоговым кодексом установлено требование экономической обоснованности установления налогов, которое имеет два самостоятельных аспекта. Во-первых, налоги должны быть эффективны с точки зрения «самоокупаемости», т. е. суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Современная история налогообложения знает немало примеров установления затратных налогов, введенных без предварительного экономического обоснования. Значительное число региональных и местных налогов и сборов было отменено по этой причине. Неслучайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратно. Во-вторых, установление налогов не может быть произвольным. Иначе говоря, при установлении налога и определении его существенных элементов должны учитываться макро- и микроэкономические последствия, т. е. последствия как для бюджета или определенной отрасли экономики (например, уровень налогового бремени на производителя продукции), так и для конкретного налогоплательщика. Например, были отменены все льготы по налогу на прибыль. В числе этих льгот было в частности освобождение от налогообложения прибыли, направленной на развитие производства и социальной инфраструктуры. По мнению многих экономистов, отмена этой льготы подрывает стимулы хозяйствующих субъектов к инвестированию прибыли, отрицательно скажется на обновлении и развитии производственного потенциала.
По смыслу ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства. Следовательно, установление налогов, нарушающее единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств, а также устанавливающие иные ограничения или препятствия законной деятельности налогоплательщика. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы. Пункт 5 ст. 3 Налогового кодекса четко определяет нормативный уровень законодательных актов, которые касаются установления, изменения и отмены налогов и сборов. Так, по федеральным налогам любые корректировки налоговой системы возможны только через внесение изменений в Налоговый кодекс. Установление, изменение или отмена налогов и сборов иными федеральными законами недопустимы. Поэтому, если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом или введены с нарушением порядка, предусмотренного Кодексом, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы. Еще в 1776 году выдающимся английским экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» был сформулирован принцип удобства налогообложения, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах должны быть для последнего понятны. Данный принцип направлен, с одной стороны, на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, с другой стороны — на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц исполнительных органов власти. Однако до настоящего времени российское налоговое законодательство данный вопрос никак не регламентировало. Налоговый кодекс в п. 6, 7 ст. 3 впервые устанавливает требования, обращенные к законодательным и правоприменительным органам России, обеспечивающие реализацию данного принципа. Необходимо отметить, что положения п. 6 и 7 ст. 3 Налогового кодекса неразрывно связаны друг с другом. Устанавливая общее требование к законодателю о том, что акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить (п.6), Налоговый кодекс тут же (п.7) устанавливает последствия несоблюдения этого требования — «все сомнения в пользу налогоплательщика». Иными словами, Кодекс установил презумпцию правоты налогоплательщика в тех случаях, когда сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах неустранимы. Эта презумпция направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика и гарантирует, в первую очередь, защиту прав собственности и предпринимательства. Пункт 7 ст. 3 Налогового кодекса может непосредственно применяться налогоплательщиками для своей защиты в административном или судебном порядке. Презумпция правоты налогоплательщика позволяет ему в условиях несовершенства действующего законодательства поступать наиболее выгодным для себя образом. Установление в Налоговом кодексе РФ презумпции правоты налогоплательщика, известной законодательству многих развитых стран, означает, что в России постепенно меняется взгляд на характер взаимоотношений налогоплательщика и государства, а «правила игры» становятся более цивилизованными. Презумпция правоты налогоплательщика тесно связана с презумпцией невиновности налогоплательщика в тех случаях, когда речь идет об ответственности налогоплательщика. Вопросы ответственности налогообложения будут Рассмотрены в заключительной теме дисциплины (тема №11). Заключение Рассмотрев все вопросы лекции, мы можем сделать несколько общих выводов. История возникновения налогов свидетельствует о том, что необходимость налогов связана с появлением государства, которое использует налоги как метод мобилизации денежных средств необходимых для выполнения возложенных на него функций. Сущность налогов проявляется посредством выполнения ими фискальной и экономической функций, которые находятся между собой в состоянии единства противоположностей и задача государства найти баланс между ними для наиболее эффективного использования налогов. Существует ряд основополагающих принципов, на которых основывается построение налогов и налоговой системы. Эти общие принципы, рассмотренные еще А.Смитом, в современных налоговых системах в целом сохранены.
Разработчик Доцент кафедры «Финансы и кредит» Чиркун С.И. [1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1939. – Т. 2. – С. 341-342. [2] А.Г.Бирюков О сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2004 году. //Финансы, 2004, № 2.- с.8 [3] W.Gerloff. "Die offentliche Finanzwirtschaft". Frankfurt am Main,1947. F, S. 15. [4] Налоговый кодекс РФ. Ч. I, ст. 8. [5] Там же. [6] Императивный – латинский термин, переводится как повелительный, не допускающий выбора. [7] Малис Н.И. Поступление налогов в 2003году. //Финансы, 2004, №5.-с.25. [8] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.- М., 1962.- кн.5.- гл.11. - С.588-589.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |