Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительный этап. Наиболее распространённой формой работы на уроке по изучению биографии является лекция




МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В ШКОЛЕ

Наиболее распространённой формой работы на уроке по изучению биографии является лекция. Продуктивность её обусловлена сочетанием слова учителя и различных видов самостоятельной работы учащихся на уроке.

Отличительными особенностями лекции, посвящённой биографии автора являются цельность, композиционная стройность, новизна материала, современность акцентов, четкая концепция всего духовного облика и творчества писателя.

Принципы изложения биографии различны для разных классов:

1. Биографические очерки для 9 класса должны строиться на остром сюжете (лекции об А. С. Грибоедове, М. Ю. Лермонтове).

2. В 10 классе важно сделать акцент на проблеме духовных исканий автора, нравственного выбора (лекции о Л. Толстом, И. С. Тургеневе, А. П. Чехове).

3. В 11 классе в ходе лекции, посвящённой жизни и творчеству автора, необходимо создать своего рода философский портрет художника, максимально приблизив его к читателю - школьнику (лекции о М. А. Булгакове, А. П. Платонове и др.).

Рассмотрим некоторые наиболее распространённые варианты подготовки и проведения урока - лекции по биографии писателя.

Урок, посвящённый биографии писателя, требует предварительной совместной подготовки.

На данном этапе можно предложить следующие задания:

  • подготовить индивидуальные сообщения (рассказ об одном дне писателя, выступление в жанре биографического рассказа о наиболее важных эпизодах из жизни писателя, слово о писателе);
  • выучить наизусть произведения автора;
  • составить программу экскурсии по книжной выставке, предложив рекомендации для учащихся;
  • подготовить презентацию, посвящённую одному из этапов творческой биографии писателя, включив подборку портретов, репродукций картин, иллюстраций к произ­ведениям писателей, цитаты из его произведений, схемы, таблицы.
  • составить обзор сайта, посвящённого жизни и творчеству писателя;
  • подготовить программу виртуальной экскурсии по местам жизни и творчества;
  • сделать подборку мемуарных материалов о личности писателя (обращение к свидетельствам современников и письмам, оформив его в едином стиле на специальных карточках);
  • оформить стенд «Писатель и его эпоха»;
  • составить синхронистические таблицы;
  • изготовить макеты, дающие представление об памятных литературных местах, связанных с именем писателя;
  • нарисовать литературные карты путешествий писателя и др.

Варианты индивидуальных заданий для учащихся.

  1. Составление сообщения об одном дне писателя.

Последовательность работы:

    • Найти описание этого события в работах различных литературоведов.
    • Найти сходства и различия в изложении материала.
    • Обосновать целесообразность выбора стиля изложения биографического материала.
    • Сформулировать собственную точку зрения и доказать её справедливость, ответив на вопросы: «Какое описание более отчётливо позволяет представить события? С помощью каких приёмов автор достигает максимальной достоверности изображения?»

2. Содействует эмоциональному восприятию жизни великого человека, постижению индивидуальности писателя, его внутреннего мира, развитию воссоздающего и творческого воображения старшеклассников составление художественно-биографического рассказа о писателе.

Выступления с такими рассказами можно включать в урок в качестве отдельного его этапа.

Учащиеся получают следующие рекомендации по подготовке к выступлению:

  • Отбирать события, имеющие переломное значение в жизни и творчестве писателя.
  • Включить в рассказ страницы из воспоминаний, писем, дневников, художественных произведений и публицистических выступлений.
  • Анализировать события в ходе рассказа.
  • Подготовить словесное рисование картин, обстановки, в которой происходит действие.
  • Сформулировать вопросы аудитории.
  • Продумать канву выступления наметить моменты обращения к аудитории, смены повествовательной манеры.

Возможен вариант урока по биографии писателя, полностью составленный из художественно-биографических рассказов учащихся разного типа:

  • Портретных (предполагающих составление комментариев к портретам писателя разных лет).
  • Событийных (ориентированных на анализ наиболее важных эпизодов из жизни писателя).
  • Философских (позволяющих представить этапы духовного становления личности писателя в ходе обращения к отрывкам из писем, фрагментам произведений и др. источникам).
  • Контекстных (позволяющих установить творческие связи писателя и его окружения, определить роль автора в национальном и моровом литературном процессе).

Такие сообщения должны быть составлены в едином стилистическом ключе. Объединяющим началом на таком уроке может быть жанр выступлений - мемуарный, эпистолярный, жанр эссе и др.

Условия эффективности такого урока – систематичность работы, учёт возрастных особенностей учащихся.

Учитель должен включать её элементы в средних классах, составляя такие выступления и рассказывая учащимся об их композиции.

В девятом классе такие высказывания могут готовить учащиеся и дополнять ими лекцию учителя.

В десятом-одиннадцатом классах ученики сами могут проводить такие уроки. Выступая с такими сообщениями, учащиеся должны вызвать эмоциональный отклик аудитории, установить с ней так называемую обратную связь. Поэтому в ходе подготовки учащиеся должны учитывать следующие рекомендации:

  • Перескажите наиболее значимые эпизоды из жизни писателя, попробуйте представить нарисованные словами события.
  • Найдите моменты, которые могут взволновать слушателя.
  • Какие средства (интонационные, лексические и др.) необходимо использовать, для того чтобы сделать рассказ ярким, вызвать определённый эмоциональный отклик?
  • Отметьте в эпизодах, подлежащих комментированию, наиболее яркие лексические средства, необходимые для точного воспроизведения.
  • Составьте план рассказа.
  • Запланируйте приёмы установления обратной связи на уроке.
  1. Составление «Слова о писателе».

Учащиеся, получившие такое задание, должны иметь в виду следующие признаки жанра:

  1. Краткость и емкость.
  2. Ориентация на выявление идейно-художественной ценности творчества писателя, его гражданской позиции, значения творчества для современного читателя.
  3. Эмоциональность.
  4. Отсутствие углублённого анализа.
  5. Обращённость к конкретной аудитории.
  6. Сочетание элементов публицистического, художественного и научного стиля, с преобладанием публицистического.

Слово о писателе обычно является своеобразным итогом урока, своего рода выражением благодарности современных читателей в адрес художника слова.

Составляя тексты выступлений, школьники должны ориентироваться на речь учителя, демонстрирующего умение свободно оперировать различными жанрами биографического изложения; иметь в виду стиль литературоведческих работ, к которым произошло обращение в ходе подготовки; учитывать особенности речевой манеры мастеров художественного слова, озвучивающих страницы биографии писателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.