Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: «МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ»

Вопросы:1. метод групповой работы.

2. Метод номинальных групп

3. Межгрупповая работа в поиске решения проблем

 

1.

 

Рассмотрим универсальные методы к которым относятся методы групповой работы.

Работа консультанта с группой. В этом случае кон­сультант предлагает всем участникам этой работы зада­вать вопросы только ему. Он находится как бы в центре группы (рис. 11.1) и берет инициативу на себя. Этот метод применяется в тех случаях, когда отводится мало времени на поиск решения или когда в группе велика конфликт­ность. Контактов внутри группы лучше не допускать. Подобная ситуация позволяет членам группы не реаги­ровать на выступление коллег и свои высказывания адре­совать только консультанту.

 


 

 

Консультант не должен симпатизировать кому-либо в группе и проявлять свою позиционность. В данном случае консультант исполняет роль коммуникатора или медиатора.

Групповая работа. Консультант может включиться в процесс групповой работы следующим образом: либо войти в группу (рис. 11.2), либо быть вне ее и давать краткие советы (рис. 11.3).

 


 

 

Эти методы используются в случаях проведения процедур по командообразованию и при осуществлении больших по затратам времени разработок.

В обоих случаях консультант может выполнять раз­личные роли: фасилитатора, модератора, тренера, препо­давателя, работника организации.

В работе с группой и в групповой работе консуль­тант должен обеспечить три направления.

1. Групповую динамику — срабатывание группы как единого целого (некоторого МЫ). В этом случае группа однозначно видит цель, и каждый демонстрирует себя с наиболее сильной стороны. Синергический эффект дает новое качество.

2. Активизацию коллективного мышления. Консуль­тант должен предложить методы, позволяющие лучше справиться с проблемой группы.

3. Решение содержательной задачи, т. е. результат должен быть получен, как правило, за счет реализации двух предыдущих пунктов. Если задача не решена, то это означает, что консультант не обеспечил эффективную ра­боту группы. Если у консультанта есть собственное реше­ние, то его следует выносить на испытание в группу. Здесь важен результат, а не только сам процесс.

Общие рекомендации руководителю групповой ра­боты приведены в приложении 4.

Групповая динамика. В начале групповой работы необходимо обеспечить ситуацию, в которой члены груп­пы были бы максимально раскрепощены, что позволит повысить результативность работы группы. Особенно это актуально для малознакомых людей.

Когда люди работают совместно продолжительное время, все равно имеется некая информация, которая ранее не была известна другим. Озвучивание такой (положитель­ной) информации позволяет сокращать дистанцию между членами группы и выравнивает их статусы.

Помимо отрешения начальства от управленческих функций, назидательного тона, официального обращения, полезно ввести некоторые правила групповой работы. Например, стараться избегать негативных высказываний (особенно персонально в чей-либо адрес), стараться по­нять друг друга, не давать оценок друг другу, ведущий — единственный, кто может прерывать работу и т. д. Правила лучше всего принимать по прецеденту (в процессе прояв­ления нерациональных действий в работе группы).

Взаимное усиление в работе группы достигается также вопросами типа: кто еще мог бы добавить? (чем еще можно помочь?) и т. д.

Как правило, в работе группы проявляются лидер­ские способности отдельных членов группы, которые и задают тон всей работе. Если в группе оказывается «чело­век одной идеи» (человек, для которого все проблемы решаются одним и тем же путем), то для получения раз­нообразных решений следует разбить группу на подгруп­пы, в одну из которых ввести этого человека. Мнения и решения подгрупп затем согласовываются.

Таким образом, групповая динамика достигается за счет взаимного раскрытия членов группы, их интегра­ции, взаимного усиления и лидерства в группе.

Активизация коллективного мышления. Главное в активизации коллективного мышления — это способность консультанта удержать внимание членов группы на об­суждаемом объекте. Процедурно это может выглядеть в форме вопроса, уточняющего понимание обсуждаемых проблем (как персонально поняли вопрос; попросить по­вторить постановку задачи и т. д.).

Активизируют творческое мышление всевозможные интерпретации.

Иногда консультанты назначают в группе роли: ге­нератора идей, координатора, критика, интерпретатора, финалиста, для того чтобы упорядочить процесс поиска решения. Но практика показывает, что это работает пло­хо (видимо, в силу сложности точного распределения ролей и малого времени совместной работы в группе).

Безусловно, природные свойства членов группы следует использовать (критиков, генераторов идей и т. д.), но проявляется это лучше без принуждения.

Необходимо группе дать возможность проявить весь свой потенциал и только затем помочь ей выработать правила групповой работы и вести дальше.

Очень хорошо активизирует работу визуализация процесса: схемы, рисунки, графики.

В своей работе группа зачастую подходит к крити­ческой черте, за которой начинает нарастать усталость, стремление идти по простому пути и мыслить стереоти­пами; полученное решение кажется трудновыполнимым. Здесь консультанту важно почувствовать ситуацию и най­ти прием, активизирующий процесс.

Если все же работа заходит в тупик, необходимо устроить конференцию идей каждого участника после 20 минут индивидуальной работы. Если время поджима­ет, то можно объявить активную паузу для индивидуаль­ного думания в течение одной минуты.

Таким образом, активизация мышления в группе проявляется во взаимной интерпретации, схематическом изображении обсуждаемых проблем, в синектике, груп­повой рефлексии и временном разделении группы.

Работа по содержанию заключается, во-первых, в том, что консультант всегда приносит в группу новые научные знания. Это происходит как в результате реализации самой методики групповой работы, так и в процессе проведения небольших информационных сообщений.

Во-вторых, задача консультанта — вносить новую информацию в виде анализа того фактического материа­ла, который получен им от организации-заказчика груп­повой работы.

В-третьих, консультант во время групповой работы дает комментарии по конкретному поводу. Проводя ана­логии между опытом других организаций и существом обсуждаемых проблем, консультант обогащает работу по содержанию.

Наконец, консультант предлагает собственные идеи по решению рассматриваемых проблем.

Необходимо отметить, что трудности групповой работы могут заключаться в процессе самой подготовки к ней (формирование группы, методическая подготовка консультанта к групповой работе и техническая), в про­цессе ее проведения (выдержать намеченный план, не потерять групповую динамику, вовремя активизировать процесс), а также в результате ее завершения (не всегда получается ожидаемый результат, возникает новая пози­ционность у участников групповой работы, адаптация участников к повседневной работе).

Для улучшения рассмотренных факторов групповой работы необходимо после непродолжительного начала провести деловую игру, раскрывающую основные особенности работы в группе. Очень важно провести разбор результатов игры таким образом, чтобы рефлексия участни­ков позволила им выработать для себя определенные прави­ла. Указанные правила целесообразно обсудить и принять как минимум на период проведения групповой работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфический кислотно-основной катализ | Метод номинальных групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.