Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания и гуманистическая технология воспитательного процесса

Содержание процесса воспитания.

Основное содержание воспитания определяется потребностями и интересами растущей личности, общечеловеческими ценностями и базовыми компонентами культуры личности.

Можно выделить несколько основных составляющих культуры личности, в процессе формирования которых реализуется содержание воспитания.

1. Нравственно-этическая культура.

Содержание воспитательной работы включает: формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни; усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа; формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности; развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения; воспитание высоких моральных качеств: доброты, милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.; формирование норм поведения.

Критерии сформированности нравственно-этической культуры:

сформированность ведущих нравственных качеств;

развитость этических норм поведения;

умение понимать человека и сопереживать ему;

точность и обязательность в обещаниях;

доброжелательность по отношению к людям;

проявление чувства солидарности и коллективизма в повседневной жизни;

проявление материальной и духовной щедрости;

соблюдение этикета.

2. Национальная культура.

Содержание воспитательной работы включает приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной культуры; самоопределение и самореализацию личности; использование воспитательного потенциала календарно-обрядового цикла белорусского народа.

Критерии сформированности национальной культуры:

развитие национального самосознания;

уважение культуры национального большинства;

интерес к языку, истории и культуре Беларуси;

уважение традиций и обычаев, норм и законов жизни людей других национальностей;

наличие преемственности в освоении культурно-исторического опыта и взаимоотношениях со старшими поколениями;

участие в созидательной, преобразующей деятельности на благо национальной культуры.

3. Гражданская культура.

Содержание воспитательной работы включает:

формирование ответственности за судьбу отечества;

усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать их в повседневной жизни; стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранительной активности, развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Критерии сформированности гражданской культуры:

наличие знаний о Конституции Республики Беларусь, гражданских правах и обязанностях, о тенденциях развития гражданского демократического общества;

законопослушность (уважение законов);

готовность к активному участию в управлении делами как на личностном уровне, так и на социальном (группа, учебное заведение, объединение);

осознание своих прав и обязанностей;

сформированность потребности отстаивать интересы Республики Белларусь.

4. Психолого-педагогическая культура.

Содержание воспитательной работы включает: формирование готовности жить и работать в быстро меняющемся мире, формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности, событиям жизненного пути.

Критерии сформированности психологической культуры:

наличие знаний о психической жизни человека, основных психологических явлениях;

психическая и социальная адаптированность;

стрессовая устойчивость;

способность к саморегуляции и самовоспитанию;

готовность к постоянному самообразованию;

умения сотрудничать и общаться;

социально ориентированная направленность поведения;

развитый уровень самосознания.

5. Культура труда.

Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи положительной мотивации и готовности к труду; умений и навыков управления собой в процессе трудовой деятельности; творческого отношения к труду. Критерии сформированности культуры труда:

готовность к самостоятельной трудовой жизни;

творческий подход к работе;

умения работать в группе, выполнять исполнительские и управленческие обязанности и функции в коллективной деятельности;

разрабатывать цели и проекты деятельности по их достижению;

умений рефлексии и оценки процесса труда, его результатов;

качественное и ответственное выполнение работы;

навыки по технике безопасности труда.

6. Культура семейных отношений

Содержание воспитательной работы включает: формирование у детей и учащейся молодежи отношения к семье как важнейшей ценности, потребности в укреплении семейно-родственных отношений и поддержании традиций, осознания себя как члена семьи и рода; навыков оказания помощи своим близким, выполнения режима жизнедеятельности семьи, обустройства своего жилья; развитие чувства долга о сохранении чести и достоинства своей семьи; формирование готовности к семейной жизни.

Критерии сформированности культуры семейных отношений:

понимание культуры семейных отношений;

наличие знаний о своей родословной, семейных традициях и реликвиях;

участие в ведении домашнего хозяйства и принятие на себя постоянных обязанностей по дому;

навыков ухода за маленькими детьми; оказание регулярной помощи престарелым, немощным родителям и родственникам;

наличие чувства ответственности за свою семью, ее благосостояние.

7. Гендерная культура

Содержание воспитательной работы включает: формирование у учащихся представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины; физиологических, психологических и этических особенностях девочек-девушек, мальчиков-юношей, мужчин и женщин; мужском и женском достоинстве; этическом смысле красоты детства, отрочества, юности, зрелости, старости; подлинной и мнимой красоте человека.

Критерии сформированности гендерной культуры:

усвоение сущности взаимоотношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами; стремление к взаимопониманию и заботе друг о друге;

наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство, рыцарство, благородство, трудолюбие, физическая сила, мужественность, умение преодолевать трудности, готовность прийти на помощь женщине и защитить ее и др.;

наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость к недостаткам близких людей, умение прощать, забота о старых, больных, сиротах, любовь к детям и др.

8. Культура здорового образа жизни

Содержание воспитательной работы включает: освоение учащимися понятий «жизнь» и «здоровье» как общечеловеческих ценностей; воспитание у них бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни, укрепления собственного репродуктивного здоровья; уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой в личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Критерии сформированности культуры здорового образа жизни:

отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

сформированность гигиенических навыков и привычек;

наличие физической и умственной активности;

умение противостоять разрушительным для здоровья образу жизни и формам поведения.

9. Эстетическая культура

Содержание воспитательной работы включает: формирование и развитие у учащихся и молодежи эстетического идеала, эстетического интереса, эстетического воспитания и эстетического вкуса как основных компонентов эстетического сознания; формирование художественных и искусствоведческих знаний, эстетического отношения к природе и искусству; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в ученическом коллективе, в семье; развитие и реализацию художественного творческого потенциала детей и учащейся молодежи; развитие эмоциональной сферы личности художественными средствами; приобщение к мировой и отечественной художественной культуре. Критерии сформированности эстетической культуры:

наличие стремления к общению с искусством и природой;

наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и гармонии;

умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, или окружающей действительности;

способность художественно-творческого самовыражения;

эстетизация отношений с окружающими людьми;

знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

10. Экологическая культура

Содержание воспитательной работы включает: усвоение ведущих мировоззренческих идей и формирование ценностных ориентаций экологического характера; усвоение системы научных и эмпирических знаний о природных процессах и явлениях; прогнозирование последствий воздействия человека и общества на окружающую среду и свою жизнедеятельность.

Критерии сформированности экологической культуры:

наличие представлений о взаимодействии в системе «человек – общество – природа», знаний о природе родного края, локальных, региональных и глобальных экологических проблемах;

участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;

сформированность ответственности за сохранение природного окружения, определяющего условия жизни людей;

соблюдение норм экологически безопасного поведения.

 

Педагогическая деятельность, как и любая другая деятельность, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания проекта педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленных воспитательных целей. В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в отборе и реализации им оптимальных средств, форм и методов педагогического воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Методами, составляющими основу традиционной воспитательной технологии являются убеждение, упражнение, мотивация (поощрение и наказание). Наиболее распространенной классификацией методов воспитания выступает система методов, отражающая единство целевой, содержательной и процессуальной составляющих воспитательного процесса (Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности (см. схему).

Методы воспитания

 

       
   

 


Однако, как показывают результаты воспитательной практики, в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить традиционные методики воспитания методами, приемами и средствами гуманистической технологии. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Зарубежные концепции воспитания. Технократическая и гуманистическая педагогики | Учет актуальных потребностей детей разного возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.