Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедурное и объектно-ориентированное программирование

Обычно даже очень полезные вещи создаются по необходимости, как следствие разрешения какой-то проблемы. Это же относится и к объектно-ориентированному программированию. Хотя такие языки программирования, как, например, С или Pascal, в свое время и служили мощным инструментом для создания нетривиальных проектов, но в конце концов наступил момент, когда рамки этих (или других аналогичных им) языков программирования стали слишком тесны для постоянно возрастающих потребностей рынка программного обеспечения.

Дело в том, что упомянутые языки реализуют концепцию процедурного программирования. Процедурное программирование подразумевает возможность создания в рамках программы локальных переменных, функций и процедур. Любая программа оперирует данными и содержит код для обработки этих данных. В языках, поддерживающих парадигму процедурного программирования, приоритет остается за кодом для обработки данных. Другими словами, функциональность программы определяется в основном набором процедур и функций для обработки данных. Сами данные при этом имеют второстепенное значение. Одни и те же процедуры применяются к данным разного рода.

Хотя такой подход имеет право на существование и долгое время был самым прогрессивным, с помощью процедурных языков программирования очень большие проекты создавать сложно. Поэтому на замену процедурному программированию пришло программирование объектно-ориентированное.

Основная идея, положенная в основу объектно-ориентированного подхода, проста и элегантна и состоит в том, чтобы переподчинить код, используемый для обработки данных, этим самым данным. В объектно-ориентированных языках данные играют решающую роль при определении методов обработки. Здесь следует четко понимать, что необходимость перехода к объектно-ориентированному программированию связана в первую очередь с проблемой читабельности программного кода. Если предстоит обработать значительный массив данных и для этого используется большое число процедур и функций, у разработчика или пользователя могут возникнуть (и, как правило, возникают!) проблемы с корректным сопоставлением данных и кода для их обработки. В рамках объектно-ориентированного подхода такое связывание осуществляется на уровне структуры программы и является неотъемлемой частью синтаксиса соответствующего языка программирования (в том числе это относится к С++).

Любой объектно-ориентированный язык программирования базируется на трех механизмах, которые называются инкапсуляцией, полиморфизмом и наследованием.

Под инкапсуляцией подразумевают объединение, связывание в одно целое данных и программного кода для обработки данных. Базовой единицей инкапсуляции является класс, а конкретный экземпляр класса называется объектом. Классы и объекты обсуждаются в последующих главах книги.

Полиморфизм позволяет использовать единый унифицированный интерфейс для выполнения однотипных действий с различными данными. В С++ полиморфизм реализуется через перегрузку функций, методов и операторов. Наконец, наследование позволяет одному объекту получать свойства другого объекта. Это исключительно полезный механизм, который позволяет существенно сокращать объем программного кода, обеспечивать преемственность различных версий программ и лежит в основе принципа классификации объектов. Более подробно все указанные особенности объектно-ориентированного подхода обсуждаются далее в книге на конкретных примерах. На данном этапе читателю следует лишь уяснить, что перечисленными свойствами обладает любой объектно-ориентированный язык программирования, не только С++.

 

1.2. Структура программы в С++

В общем случае программа С++ состоит из нескольких блоков или частей. С некоторой натяжкой можно утверждать, что таких частей четыре:

1. Блок заголовков программы. Обычно в этом блоке с помощью инструкции #include подключаются внешние файлы.

2. Блок с объявлением классов (базовых и производных), прототипами и объявлениями функций.

3. Главный метод программы: каждая программа имеет такой метод. У метода стандартное название main ().

4. Блок с описанием функций (прототип которых указан во втором блоке).

 

При этом обязательными являются только первый и третий блоки: программа содержит блок подключения файлов и главный метод main ().

Метод - это фактически синоним слова функция (или процедура). Запуск программы означает выполнение ее главного метода main (.). У программы может быть один и только один метод main ().

Особенность языка С++ состоит еще и в том, что этот язык в определенном смысле переходной - он позволяет создавать как объектно-ориентированные программы, так и программы, подобные тем, что характерны для процедурных языков программирования. Далее рассматриваются наиболее простые программы С++. Программы, в которых реализуются принципы объектно-ориентированного программирования, будут рассмотрены позже.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектирование специальных систем мониторинга | Анализ. Первый программный пример строка за строкой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.