Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о методах обучения

Выбор оптимального сочетания методов обучения.

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы стимулирования учебной деятельности обучаемых.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

Понятие о методах обучения и их классификация.

Методы ОБУЧЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 20

 

 

И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Метод (от греч. слова metodos — буквально означает способ достижения цели, определенным образом упоря­доченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимо­связанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельно­сти, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного мате­риала.

Основные подходы к классификации методов обучения.

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выде­лению. Так как методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, поэтому существует несколько подходов к их классификации

По источникам передачи и характеру восприятия информации методы подразделяют на:

— словесные,

— наглядные,

— и практические.

В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы:

— приобретения знаний,

— формирования умений и навыков,

— примене­ния знаний,

— закрепления,

— проверки зна­ний, умений, навыков,

— творческой деятельности.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы:

— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),

— репродуктивный,

— проблемное изложение,

— частично-поисковый, или эвристический,

— исследовательский.

Предложены классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения:

— информа­ционно-обобщающий и исполнительский,

— объяснительный и репродуктивный,

— инструктивно-практический и продуктивно-практиче­ский,

— объяснительно-побуждающий и частично-поисковый,

— по­буждающий и поисковый.

Применяются подходы к классификации методов обучения одновременно:

— по источникам знаний и логическим обоснованиям,

— по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает процесс дифференциации и интеграции знаний о них.

В современных условиях появились реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе целостного подхода к деятельности. Так как в психологии общепринято теперь рас­сматривать мышление как живую человеческую деятельность, то необходимо при описании методов обучения рассматривать деятельность человека.

Основные группы методов обучения

При целостном подходе выделяют следующие группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познаватель­ной деятельности.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния преподавателя сочета­ются с самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у уч-ся. Контролирующие действия педагогов сочетаются с самоконтролем учащихся. Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы.

Рассмотрим, каким образом делится на подгруппы и отдельные методы первая группа методов “Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности”.

Так как организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить:

— методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.),

— методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информа­ции (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.),

— методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

Процесс учебного познания обязательно предполагает орга­низацию осмысления учебной информации и логического ее усвое­ния.

Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организа­ции:

— индуктивной и дедуктивной,

— репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых.

Отсюда возможно вы­деление методов:

— самостоятельной работы,

— работы под руководством преподавателя.

Итак, мы показали возможные подгруппы методов, которые входят в первую группу, обеспечивающую организацию и осу­ществление учебно-познавательной деятельности в учебном процессе.

 

Схематически методы первой группы можно представить следующим образом:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
З. Социальная помощь | Учебно - познавательной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.