Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика государственной власти




Прежде чем рассмотреть признаки государственной власти, необходимо остановиться на понятии власти вообще как соци­альном явлении.

Различные ученые в разные периоды человеческой истории неодинаково оценивали и характеризовали власть. Одним из самых первых понимании сущности власти было религиозное. Мыслители того времени считали, что власть ниспослана Бо­гом. Одним определено повелевать, властвовать, а другим -подчиняться. Таковой признавалась воля Бога. Этой точки зре­ния придерживались Платон, Аристотель, Гегель.

Существовала также теория естественного происхождения влас­ти. Согласно этой теории каждый человек от рождения обладал естественными правами, в том числе и правом создания для себя специальных властных органов управления. Люди заключали до­говор о создании государственных органов управления их общими делами и передавали им свои права на управление этими дела­ми. Так считали Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж. Руссо.

Еще одну точку зрения можно назвать экономической. Она заключается в том, что при разделении общества на классы бед­ных и богатых возникает экономическая зависимость первых от вторых. Эта экономическая зависимость порождает полити­ческую власть богатых как социальную функцию экономичес­ки господствующего класса по отношению ко всему обществу. Данную теорию признавали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

Наряду с процессом происхождения власти причинами ее возникновения ученые исследовали и сущность власти, ее со­держательные характеристики. Так, некоторые ученые опре­деляли власть как социальное сосредоточие командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов обще­ства. Таким образом, по их мнению, власть — это социальное явление, порожденное существующими в обществе различны­ми слоями или классами, которые с целью командования дру­гими слоями или классами формировали свои органы власти и с их помощью управляли обществом.

Другие ученые источник власти и ее сущность характеризо­вали как проявление личных субъективных черт характера че­ловека, как потенциальную способность, которой обладает группа или индивид, чтобы с ее помощью влиять на другого.

Данная точка зрения в настоящее время получила дальней­шее развитие. Появилось даже специальное учение — бихевио­ризм, которое исследует поведение человека и его психологи­ческие мотивы. Управление рассматривается как соединение двух личностей: с одной стороны психологически склонной к управлению и способной управлять, а с другой стороны, лич­ности, нуждающейся в управлении, командовании и неспособ­ной самостоятельно принимать решения.

В науке рассматривается и изучается власть и как определен­ная форма связи властвующих и подчиненных, как механизм их взаимодействия. Считается, что власть есть деятельность одной стороны, побуждающая другую сторону к определенному пове­дению, отвечающему интересам первой стороны. Побуждение к определенному поведению может выражаться в форме приказания, принуждения, запугивания угрозой наказания, мате­риального или иного стимулирования (обещание и выдача вознаграждения, повышение социального статуса) либо лишения каких-либо благ, привилегий и т.д. Данные средства могут быть названы механизмом осуществления власти или властвования.

В связи с этим выделяются также субъект и объект властвова­ния. Субъектом считается лицо, орган, организация, государство, которые осуществляют власть, т. е. оказывают властное воздей­ствие на управляемых или подчиненных. Последние в данном случае являются объектом властвования или управления.

Наиболее оптимальной формой властвования является совпа­дение субъекта и объекта в одном лице. Такая форма называется самоуправлением, поскольку властные решения принимаются самой организацией, которая затем выполняет это решение.

Достоинство данной формы властвования заключается в сле­дующем.

Во-первых, властное решение наиболее полно и точно отражает интересы и потребности объекта управления.

Во-вто­рых, не требуется никаких промежуточных звеньев, которые обеспечивали бы связь между субъектом и объектом, передавали властное решение от субъекта управления к объекту и результа­ты выполнения этого решения, соответственно, от объекта к субъекту управления.

И, в-третьих, при самоуправлении затра­чивается минимум средств и времени для корректировки власт­ного решения в случае возникновения такой необходимости.

Важное значение для характеристики власти имеет процеду­ра властвования. Она включает в себя собственную деятель­ность властвующего органа по анализу и оценке конкретной ситуации, определению целей и задач управленческой деятель­ности в этой ситуации, количества и видов материальных и иных ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, использование переговоров, компромиссов, уступок, предварительных соглашений с другими структурами, имею­щими свой интерес в сфере управленческой деятельности дан­ного властвующего органа, и наконец, принятие властного ре­шения, обеспечение его исполнения и получение желаемого результата.

Необходимо также отметить, что власть имеет организующее начало в жизни общества. В условиях первобытнообщинного строя власть старейшины, военноначальника объединяла род в единое социальное образование и обеспечивала его согласо­ванное функционирование. В последующем, после распада родового строя и возникновения государства, последнее также выполняло организующую роль. Постепенно государство со­вершенствовало свою организаторскую деятельность, создавая все более рациональное и эффективное функционирование об­щества как единого социального образования.

Реализация власти характеризуется определенными органи­зационными аспектами. К их числу могут быть отнесены:

а) ор­ганизация самой властвующей структуры и ее деятельности по выполнению властных функций;

б) издание различных конк­ретных властных предписаний, предназначенных для разового применения в отношении отдельных индивидов и норматив­ных актов, направленных на регулирование поведения неопре­деленного количества лиц в течение длительного времени;

в) осуществление контроля за выполнением индивидуальных и нормативных предписаний и оказания воздействия на лиц, не выполняющих эти предписания.

Следует отметить и еще одно обстоятельство. Власть и власт­вование в обществе, как правило, имеет несколько уровней. Высшим уровнем является власть, распространяющаяся на все данные социальные образования — государство, княжество, племя. Внутри этих социальных образований, например госу­дарства, могут быть региональные, местные властвующие структуры, а также властвующие органы в общественных, рели­гиозных, хозяйствующих, творческих, профессиональных и иных формированиях. Взаимосвязь и взаимодействие всех властвующих структур образует функционирование всего об­щества как единого социального образования.

В юридической науке сформулировано понятие государ­ственной власти, имеющей специфику по сравнению с другими видами властей. Она характеризуется как авторитетное положе­ние субъекта власти государственного органа или должностно­го лица, обладающего правом в пределах своих полномочий, определенных законом, непосредственно распоряжаться действиями других органов, организаций, отдельных граждан, а также принимать индивидуальные и нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, которых они касаются, и привлекать к юридической ответственности лиц, нарушающих действую­щее законодательство.

Государственная власть в обществе существовала не всегда. До появления государства она имела общественный характер. У нее не было специального управленческого аппарата, состо­явшего из профессиональных управленцев, получавших зара­ботную плату за свою управленческую деятельность, она не об­ладала правом издавать законы, другие нормативные правовые акты, не имела вооруженных отрядов — армию, полицию, ми­лицию и пенитенциарных учреждений, предназначенных для принудительного отбывания наказания. Власть осуществлялась всеми членами рода путем принятия решений на общих осно­ваниях, в основном добровольного их исполнения, избрания и переизбрания старейшин, которые осуществляли повседневное руководство жизнью рода.

В настоящее время наряду с государственной властью суще­ствуют и другие виды власти, которые существуют в различ­ных социальных организациях: в общественных объединени­ях, религиозных (конфессиональных) структурах, в семье, на частных предприятиях и т.д. Государственная власть имеет специфические особенности, отличающие ее от всех других социальных властей. Эти особенности характеризуются следу­ющими чертами.

1. Государственная власть верховная. Она доминирует над все­ми другими социальными властями. Кроме того, она с помощью права определяет полномочия всех других властей, порядок их деятельности и взаимоотношения с государственной властью, в том числе меры воздействия на них в случае нарушения ими законодательства, включая запрещение их деятельности.

2. Государственная власть суверенна. Она самостоятельно принимает властные решения и проводит их в жизнь. Никто, кроме самого государства и его полномочных органов, не мо­жет осуществлять властное государственное управление обще­ством и никто не может навязывать государству и его органам свою волю, кроме случаев, предусмотренных законодатель­ством, регулирующим субординацию государственных струк­тур, их соподчинение, а также взаимодействие государства, на­рода и общества.

В демократических государствах источником государствен­ной власти является народ. Он формирует путем избрания ос­новные органы государственной власти, которые в своей деятельности руководствуются интересами народа и подконтроль­ны ему.

Важную роль в определении политики, проводимой государ­ством играют общественные формирования граждан, в первую очередь политические партии. Набравшие большинство голо­сов избирателей и победившие на выборах партии формируют правительство и проводят политику, поддерживаемую избира­телями.

3. Государственная власть имеет всеобщий характер. Она расп­ространяется на все население страны, на все предприятия, орга­низации, другие социальные образования и на все основные со­циальные сферы общества. Так, в сфере экономики государство непосредственно через своих представителей осуществляет уп­равление государственной собственностью, унитарными предп­риятиями, с помощью права регулирует экономические отноше­ния и осуществляет контроль за соблюдением экономического законодательства хозяйствующими субъектами.

Аналогичную деятельность государство ведет в области об­разования, медицинского обслуживания, культуры, социаль­ного обеспечения граждан, оказывает помощь малоимущим, имеющим низкий доход, многодетным семьям, инвалидам, безработным. Оно регулирует отношения между гражданами, органами и организациями, а также межнациональные, меж­религиозные, межрегиональные и другие отношения, сущест­вующие в обществе.

4. Государственная власть публична. Это означает, что ее ор­ганы формируются не отдельными частными лицами, а наро­дом, обществом путем избрания. Кроме того, людям известны должностные лица и государственные служащие, осуществля­ющие государственную власть. Деятельность государственных органов является открытой, гласной. Принимаемые ими реше­ния — нормативные правовые и иные акты, доводятся до сведе­ния всех граждан или лиц, которых они касаются. Исполнение нормативных правовых и иных актов государственная власть контролирует гласно, а в случае их невыполнения также откры­то и гласно привлекает к ответственности.

5. Государственная власть может использовать организован­ное государственное насилие. Для этого она имеет специаль­ные органы принуждения, в том числе вооруженные органы полиции или милиции, отряды специального назначения, нап­ример для борьбы с организованной преступностью, террориз­мом. Кроме того, у государственной власти имеются особые пе­нитенциарные учреждения — тюрьмы, следственные изоляторы и другие, в которых под вооруженной охраной содержатся до суда лица, подозреваемые в совершении преступлений и осуж­денные.

6. Государственная власть может быть легитимной и нелегитимной, т. е. сформированной и действующей в соответ­ствии с Конституцией страны, существующим законодатель­ством, либо узурпированной, т. е. захваченной незаконно и насильственно. Как правило, захват власти осуществляется небольшой группой лиц, либо даже одним человеком со сво­ими сообщниками. В последующем, после захвата власти, как правило, происходит ее легитимизация, т. е. создаются зако­ны, обеспечивающие правовое подтверждение и закрепление новой власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.