КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология государств
Формационная и цивилизационная К. Маркс, Ф. Энгельс, проводили типологию государств на основе общественно-экономических формаций. Данная типология получила название формационной. Они считали, что главным и определяющим в развитии общества являются производственные отношения, а именно отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукции. По их мнению, история человеческого общества насчитывает четыре типа общественно-экономических формаций, в которых существовали и существуют соответствующие государства: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой стадией которой является социалистическая. При этом производственные отношения являлись базисом, а государство и право надстройкой. С изменением базиса изменялась и надстройка. Так, на смену рабовладельческим производственным отношениям и рабовладельческому государству пришли соответственно феодальные производственные отношения и феодальное государство. Далее следовали капиталистические и коммунистические (социалистические) производственные отношения и государства. Данное развитие шло по восходящей линии от менее передового к более передовому Рабовладельческое государство было исторически первым и характеризовалось следующими чертами. Основу его экономики составляла частная собственность рабовладельцев не только на орудия труда, средства производства и другое имущество, но и на работников производства рабов. Рабы и рабовладельцы признавались основными классами рабовладельческого общества. Основными функциями рабовладельческого государства были: удержание в повиновении рабов, защита прав рабовладельцев, других свободных людей, их имущества, осуществление судебных функций, охрана границ государства, ведение войн и захват чужих территорий, новых рабов и др.
Рабовладельческая собственность составляла основу социального неравенства. Главные созидатели материальных благ рабы были лишены всяких прав. Они считались говорящими орудиями. Рабовладелец мог продать, купить, подарить, обменять и даже убить раба. В государственном механизме существовали такие органы, как армия, полиция, чиновники, суды, тюрьмы, которые выполняли функции рабовладельческого государства. Феодальное государство второй исторический тип государства, который признавался более прогрессивным и передовым по сравнению с рабовладельческим. Основу экономики феодального государства составляла феодальная собственность на землю главное средство производства и личная зависимость от феодалов крестьян, которые были обязаны определенное время трудиться бесплатно на полях и в подсобном хозяйстве феодала. Политическая власть в феодальном государстве принадлежала крупным собственникам земли. Собственность на землю была основой социального неравенства членов феодального общества. Основными классами считались феодалы и крепостные крестьяне. Существовали и другие социальные слои ремесленники, торговые люди, но они признавалась второстепенными. Феодальное общество было сословным. Привилегированными сословиями являлись дворяне и духовенство. Социальный строй характеризовался иерархией отношений власти и подчинения, т. е. сюзеренитетом. Сюзереном считался феодал, предоставивший землю другому, менее богатому феодалу, а получивший землю признавался вассалом. Главными задачами феодального государства были: охрана феодальной собственности и обеспечение феодального способа производства, подавление сопротивления крепостных крестьян, ведение войн.
Во главе феодального государства, как правило, стоял монарх. Раннефеодальная монархия характеризовалась существованием удельных княжеств. Постепенно шло объединение их в государство, которое представляло собой сословно-представительную монархию. В управлении государством наряду с главным князем участвовали другие, более мелкие князья. В последующем объединение становилось все более полным и монархия превращалась в абсолютную. Во главе государства стоял один монарх (король, великий князь), который управляя страной единолично и считался собственником земли, лесов, других богатств страны. В феодальном государстве были полиция, армия, суды, чиновничий аппарат, которые выполняли государственные функции. Важную роль в период феодализма играла церковь, религиозная идеология. Буржуазное государство это государство периода капитализма. Экономической основой буржуазного государства являлась частная собственность на средства производства, а работниками производства были свободные рабочие, лично независимые от собственников средств производства. Буржуазное государство прошло несколько этапов развития: от государства переходного периода от феодализма к капитализму и до современного так называемого демократического социального и правового государства с разделением властей. Главными органами буржуазного государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, образующие государственный аппарат, а также силовые правоохранительные органы — полиция, тюрьмы и армия. В современных развитых цивилизованных буржуазных странах важную роль в управлении государством играет так называемый средний класс, т. е. интеллигенция, служащие, специалисты, квалифицированные рабочие, фермеры, мелкие и средние предприниматели. Они играют ведущую роль во всех сферах общественной жизни. В сфере хозяйства они обеспечивают функционирование экономических структур — промышленных, сельскохозяйственных, торговых и иных предприятий и фирм, за счет выплачиваемых ими налогов формируется бюджет страны. Этот класс представляет собой основную массу избирателей и именно он формирует путем выборов основные органы государственной власти. Кроме того, большую часть должностей в государственном аппарате занимают его представители. Поэтому политика государства в большей степени соответствует интересам этого класса, как основной интеллектуальной, производительной и политической силе общества.
При рассмотрении социалистического типа государства необходимо различать теоретическую модель данного государства, разработанную основоположниками марксизма-ленинизма, и реальное государство, созданное большевиками в Российской империи в результате октябрьской революции 1917г. В последующем, после Второй мировой войны социалистические типы государств были созданы в нескольких других странах. Необходимость такого рассмотрения вызывается тем, что теоретическая модель социалистического государства и ее воплощение в жизнь существенно отличаются друг от друга. Теоретически социалистическое государство мыслилось как государство рабочих и крестьян, всех трудящихся, действующее в их интересах и обеспечивающее равноправие, широкие права и свободы граждан. Экономической основой социалистического государства должна быть общественная собственность на средства производства и всеобщая равноправная занятость населения в народном хозяйстве с оплатой в зависимости от качества и количества труда. На практике социалистическое государство создавалось как классовое пролетарское государство. Формой государственной власти была диктатура пролетариата, неограниченная никакими законами. Экономической основой социалистического государства являлась государственная собственность на все средства производства, включая землю. Частная собственность была ликвидирована и запрещена. Государство было не только органом политической власти, но и собственником всех средств производства. Оно непосредственно руководило всем общественным производством, распределением и потреблением продукции.
Реальная власть в государстве принадлежала партийно-государственной элите, которая от имени пролетариата (на первом этапе существования социалистического государства) или от имени всего народа (на этапе так называемого общенародного государства) осуществляла управление обществом. Существовала однопартийная система. В европейских странах народной демократии, где были разрешены другие партии, все они действовали под руководством Коммунистической партии. Права и свободы граждан были существенно ограничены, а во многих областях социальной жизни отсутствовали вообще. Например, не было свободы слова, многопартийности, защиты гражданином своих прав в международных правозащитных организациях. В настоящее время социалистические государства сохранились в Северной Корее, на Кубе, в определенной степени в Китае, в некоторых странах, образовавшихся после распадаСССР. Цивилизационная типология государств. Основоположниками идеи о существовании различных цивилизаций, имеющих свою специфику и оказывающих влияние на развитие государства и права, были ученые АДж.Тойнби и О.Шпенглер. Они считали, что в истории человечества существовало несколько десятков цивилизаций, имевших замкнутый, локальный характер и обладавших собственными социальными, культурными, национальными, религиозными и иными ценностями. Эти цивилизации возникали и отмирали, сменяя друг друга. Вместе с ними возникали и отмирали государства этих цивилизаций. У ученых-юристов цивилизационная типология государств возникла как альтернатива формационной типологии. И для такого подхода были достаточно веские основания. Известно утверждение К. Маркса о том, что причиной смены одних исторических типов государств другими являлось развитие экономических базисных отношений, которым перестают соответствовать политические, надстроечные отношения, к которым принадлежало государство. При этом смена одного государства другим означала прогрессивное движение от низшего типа к высшему. Однако в истории не было «чистых» общественно-экономических формаций рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической и соответственно «чистых» типов государств. Они включали в себя другие классы, слои общества, интересы которых также находили отражение в деятельности государства. Так, в рабовладельческом обществе было довольно много свободных людей, ремесленников, торговцев, мелких собственников земельных участков, колонов, которые оказывали влияние на деятельность государства. Кроме того, рабовладельческое государство, например в Древних Афинах, было значительно демократичнее и цивилизованнее средневековой абсолютной монархии, хотя принадлежало к более отсталой общественно-экономической формации по сравнению с феодальной, которую теория марксизма-ленинизма признавала более передовой и прогрессивной. Важную роль в характере государства играл также уровень культуры, образования и цивилизации общества. Поэтому исторический тип государства нельзя связывать только с общественно-экономической формацией, а необходимо учитывать и уровень цивилизации общества. В связи с этим наряду с формационной типологией государств в настоящее время формируется и цивилизационная типология. Понятие цивилизации утвердилось в европейской науке еще в эпоху Просвещения и понимается как культура. Применительно к государству это означает достаточно высокую степень организации и деятельности общественных структур, органов государства, наличие прав и свобод граждан, цивилизованный характер взаимоотношений государства и личности, правовой порядок разрешения конфликтов, возникающих между гражданами, гражданами и органами государства, роль права в регулировании поведения и деятельности организаций, должностных лиц и граждан. Кроме того, на характер государства оказывает влияние уровень развития культуры общества, грамотности населения, знание им законодательства и умение защитить свои права с помощью судебных и иных органов и организаций. Важное значение в типологии государств по цивилизационному принципу имеют общественные, политические, религиозные профессиональные и иные органы, организации, движения, которые функционировали во время существования того или иного государства. Одними из первых негосударственных организаций были религиозные, которые нередко претендовали сами на государственную власть. Однако главное значение религии для развития государства имели ее моральные и нравственные нормы и принципы, такие, как: не укради, не убий, не причини зла другому, не греши, живи праведно, помогай бедным и немощным, не злобствуй, не обижай слабых и т.п. Все эти нравственные установки безусловно оказывают влияние на деятельность властных государственных органов и на государство в целом. В последующем граждане сами создавали различные общественные организации и партии, которые не только защищали их интересы, но и оказывали влияние на государство, способствуя его демократизации и более цивилизованным методам и формам деятельности. В современных демократических государствах сложилась целая система различных общественных формирований — конфессиональных, национальных, экономических, профессиональных, культурных, которые способствуют демократизации государства, учету интересов различных слоев и групп населения. С учетом изложенного можно выделить следующие черты и свойства государства, которые могут быть использованы для цивилизационной характеристики государств. 1. Накопленные в ходе исторического развития знания и представления об обществе в целом, роли и месте человека в этом обществе, его поведении, цели существования и роли государства по отношению к человеку. В тех обществах, где человек признается высшей ценностью, а его личность, права и свободы — священными и неприкосновенными, там государство является демократическим и цивилизованным. И наоборот. в условиях когда жизнь человека не ценится, попираются его права и свободы говорить о его цивилизации нет оснований. 2. Понимание государства как порождения не только мира политики и орудия насилия, но и мира культуры, нравственности, этики, морали, мировоззрения. Поэтому государство рассматривается не только как средство принуждения и властной защиты экономических интересов господствующего класса или слоя общества, но и как организация просвещения, воспитания и социальной справедливости по отношению ко всем своим гражданам. 3. Учет национальных, этнических, исторических и иных характеристик общества, оказывающих влияние на тип, форму, характер деятельности государства, его взаимоотношения с обществом, а в конечном счете и на уровень его цивилизации. 4. Наличие в обществе наряду с государством других социальных организаций и формирований — религиозных, политических, общественных, национальных, экономических, культурных, научных, которые существуют и действуют независимо от государства, но оказывают на него положительное влияние, способствуя учету достижений цивилизации в практической деятельности. Названные цивилизационные характеристики государства не являются полными, поскольку цивилизационная типология еще недостаточно разработана. Ценность ее заключается в том, что она дает возможность охарактеризовать государство не только как явление определенной общественно-экономической формации, но и как результат развития цивилизации. Одновременно она может быть использована для определения уровня цивилизованности различных исторически существовавших государств. В соответствии с основными цивилизациями, выделенными А.Дж.Тойнби и О.Шпленгером, можно сказать, что существовали следующие типы государств соответствующих цивилизаций: — государства локальных цивилизаций, которые имели свои особенности. Общим для них являлось то обстоятельство, что государство было локальным явлением в различных регионах планеты. К ним относятся древнеегипетская, шумерская, средиземноморская цивилизации и соответственно древнеегипетский, шумерский и средиземноморский тип государства; — государства особенных цивилизаций, которые характеризуются специфическими чертами и свойствами. К ним относятся индийская, китайская, японская, исламская цивилизации и соответствующие им цивилизационные типы государств, также имеющие свои специфические особенности; — государства современной цивилизации, которая в настоящее время проходит стадию формирования. Ее особенность заключается в том, что эта цивилизация имеет общий характер для всех стран, которые достигли определенного уровня экономического, политического, социального, культурного развития, и соответственно современным государствам также свойственны многие общие черты, например разделение властей, формирование основных органов государства путем избрания их населением, взаимные права и обязанности государства и граждан, широкие права и свободы личности и т.д. Существует также классификация цивилизаций и соответственно государств по географическому, хронологическому принципу, в том числе на первичные и вторичные цивилизации, в которых существовали государства, имеющие определенные отличия. Например, древнеримскую цивилизацию можно считать первичной, а современную итальянскую — вторичной и, соответственно, древнеримское государство — первичным, а современное итальянское — вторичным.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |