Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рефлексивный характер текстовой деятельности

Знания как знак и как текст.

Итак, ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕБУЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПЕРЕХОДА К ОПЕРИРОВАНИЮ В ПОЗНАНИИ НЕ ОЩУЩЕНИЯМИ И ЧУВСТВАМИ, А ТЕКСТАМИ. Описание, объяснение, сопоставление, анализ – интерпретации – суть тексты: некоторая связная последовательность знаков (символов, значений), образующая СООБЩЕНИЕ, содержащее умопостигаемый смысл.

А РАБОТА С ОБЪЕКТОМ НЕРЕДКО ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНЯЕТСЯ РАБОТОЙ С ТЕКСТАМИ: история, литература, математика (а вот ботаника частично в лесу и оранжерее – и то предполагает рассказ учителя)

Генетическая и эволюционная предпосылка самой возможности текстовой деятельности – дифференциация функций предметной (ручной, инструментальной) манипуляции и мышления.

Она неизбежно СООТНОСИТСЯ С СУБЪЕКТАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, иначе, как говорилось выше, текста не существует. Он то, что возникает «между двух».

1.3. Результатом обучения текстовой деятельности является сформированное (о-формленное, образованное – от слова «образ») сознание.

При помощи таким образом организованного знания структурируется внутренний мир учащегося (мышление, сознание), то есть упорядочивается: воссоздается свойственная данной культуре картина мира, приобретаются способность вслед за ней структурировать внешний мир в соответствии с внутренним, то есть видеть его соответствующим образом.

Все это дает возможность понимать образование как создание образов и схем, с помощь. Которых человек структурирует пространство вокруг себя.

Согласно лингвистической гипотезе Сэпира и Уорфа «люди расчленяют мир в соответствии с законами своего языка». Образование и воссоздает у новых поколений этот язык, оперирующий знаниями: понятиями, формулами, и пр., в соответствии с которым «образованный» человек видит и понимает окружающий мир. Понятно, что чем полнее, богаче образование, тем полнее, сложнее и богаче будет мир человека.

В общем, многие знания – многие печали.

1.4. Аутентичное и дискурсивное сознание. Роль экспертов, создателей дискурса. Эксперты концептуализируют повседневность, создают миры и принципы их интерпретации.

Аутентичные и сформированные (о-формленные, образованные) тексты сознания:

Как в известном анекдоте: «Заволновались мужики - жить стало плохо - пришли к барину, встали тучей у крыльца. Выходит барин: «Вы чего, мужики?» - «Чаво-чаво… А ничаво…» и пошли себе». – Вот в это «ничаво» ВСТРАИВАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ, ПРОПАГАНДИСТ, ИДЕОЛОГ, ПОЛИТТЕХНОЛОГ и ОБЪЯСНЯЕТ, «чаво», чем и формирует сознание.

Через некоторое время народ оказывается способен сказать своему лидеру, видимо, в этом видя главную причину своих бед: «К народу надо быть ближе, Михаил Сергеич!» – «Да уж куда ближе!» – отвечает М.С., стоя на площади Восстания в кругу народа. И все расходятся довольные.

Разная степень аутентичности массовому сознанию политических концептуализаций КПРФ, ЛДПР, «Единой России», «Яблока» и СПС – а сегодня еще и Владислава СУРКОВА («суверенная демократия»).

Архаическому аутентичному массовому сознанию ближе концептуализация «враги» – чужие, черные, идея коллективной ответственности народов и пр.

А бывают и странные схожденья: вполне современный дискурс (рекламщики, политологи) при плохой образованности в целом. Чирикать на своем новоязе они могут, а понимать, в т.ч. понимать сложность мира – нет

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Операции со знаниями как текстовая деятельность | Пример ожиданий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.