Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие воли. Основные направления и пути развития воли. Становление волевых качеств личности




Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические про­цессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспе­чивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого по­ведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем дет­стве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, вызываемые тем, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требо­ваний, которые должны безоговорочно выполняться, не при­учают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. В то же время готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, не дается сама собой, к ней нужно при­учать специально, лишь сила привычки может облегчить труд­ность усилия.

Другая крайность семейного воспитания заключается в пе­регрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. В результате формируется привычка не доводить начатое дело до конца, что также является проявлением слабо­волия.

Учитывая подражательный характер действий ребенка, не­маловажным фактором формирования волевых качеств являет­ся личный пример родителей, воспитателей и других лиц, име­ющих влияние на него. Вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Аналогичную смысловую на­грузку несет чтение ребенком художественной литературы, про­смотр кинофильмов, даже со сказочными сюжетами, герои ко­торых преодолевают невероятные преграды, испытывают зна­чительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.

Основа воспитания воли лежит в систематическом преодо­лении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных жела­ний, мешающих достижению стоящих перед ним задач.

Одно из необходимых условий, способствующих воспита­нию воли ребенка, — создание строго определенного и пра­вильного режима, т.е. распорядка его жизни. Недаром гово­рят, что воля — это организованный труд. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, кото­рые закладываются еще в детстве.

Следует также отметить неразрывную связь формирования воли с воспитанием сознательной дисциплины ребенка. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение определен­ных правил заставляет ребенка соблюдать определенную линию поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые ка­чества.

Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безволь­ными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой — физические упражне­ния, соревнование с другими позволяют выработать навыки пре­одоления трудностей. Здесь же нельзя не отметить важность игровой деятельности, эволюция которой выражает сдвиги не только в умственном и эмоционально-динамическом развитии ребенка, но и в образовании и преобразовании воли ребенка. Правила игры и устойчивые действия развивают у ребенка из­вестные волевые черты: выдержку, преодоление нежелания и умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстроту ориентации в обстановке, решитель­ностьв действиях. Инструментализация игровых действий иг­рушками также сообщает игре волевой характер, опосредует эмо­циональную динамику игры качествами активной познающей и преобразующей предметной деятельности.

Огромное место в деле воспитания воли ребенка принадле­жит детскому коллективу. По сути дела, дошкольное воспита­ние как начальная ступень общественного воспитания ребенка впервые систематически формирует волю ребенка именно по­тому, что общественная, коллективная подготовка развития по­зволяет воздействовать на ребенка волей других и стимулиро­вать его собственную волю организацией его воздействия на других в процессе коллективной игры и совместной жизни и деятельности.

Участвуя в общей жизни детского коллектива, живя его ин­тересами, дети приучаются владеть своим поведением, руко­водствоваться интересами коллектива. Сверстники имеют до­статочно средств побуждения ребенка к большей настойчиво­сти, стойкости, решительности, разоблачения проявлений ма­лодушия, трусости.

Наконец, необходимо особо подчеркнуть значение деятель­ности в развитии воли ребенка. Трудовая деятельность невоз­можна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важ­но с самого детства предоставить ребенку условия для включе­ния в настоящий производительный труд. (Рогов)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.