Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоции чувства. Определение эмоций и чувств. Значение эмоций и чувств в жизни человека

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональ­ный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует прежде всего отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, пред­ложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Этим же объясняется и отношение к предметам, кото­рые вызывают воспоминание.

Чувства не только отражают отношение человека к объек­там, но и несут некоторую информацию о них.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточ­ную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: под­бираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отража­ющими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Все многообразие чувств можно разделить (по их субъ­ективному переживанию) на 2 категории: на чувства положи­тельного порядка, связанные с удовлетворением жизненных по­требностей человека и потому доставляющие удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудо­вольствие. По содержанию все чувства можно классифициро­вать на простые и сложные в зависимости от того, какого уров­ня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине.

Эмоции в узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рас­смотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне ста­диона, чувство любви к футболу, хоккею, теннису и спорту во­обще, то их нельзя называть эмоцией. Эмоции будут представ­лены состоянием наслаждения, восхищения, которые пережи­вает, испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру высоко­классных спортсменов. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции: возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции сти­мулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пас­сивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытываю­щего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции».

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональ­ное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость — положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить акту­альную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положитель­ного или отрицательного знака эмоциональная реакция на вне­запно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все пред­ыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, свя­занное с полученной достоверной или кажущейся таковой ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жиз­ненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое вне­запным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вы­зываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодейст­вие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое проти­воречие с идеологическими, нравственными или эстетически­ми принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мо­тивировать агрессивное поведение, где нападение мотивирует­ся гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, воз­никающее в межличностных взаимоотношениях и порождае­мое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведе­ния субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как ни­зменные, не соответствующие принятым нравственным нор­мам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появля­ющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или вообра­жаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызывае­мой прямым блокированием важнейших потребностей, чело­век, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятност­ным прогнозом возможного неблагополучия и действует на ос­нове этого (часто недостаточно достоверного или преувеличен­ного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осо­знании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собст­венным представлениям о подобающем поведении и внеш­нем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тре­вожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экс­таз и т.д.).

Эмоциональные переживания носят неоднозначный харак­тер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление по­лучило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обыч­но амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценно­сти человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности). (Рогов)

 

Особую форму переживания представляют собой высшие чув­ства, в которых заключено все богатство подлинно человече­ских отношений. В зависимости от предметной сферы, к кото­рой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, пережи­ваемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справед­ливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изме­няются в процессе исторического развития общества в зависи­мости от его традиций, обычаев, религии, господствующей иде­ологии и т.д.

К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм, сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политиче­ские чувства как проявление эмоциональных отношений к раз­личным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, воз­никающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуаль­ные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно­сти вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллек­туальные чувства не только сопровождают познавательную дея­тельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств — удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллек­туальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за но­вое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное от­ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления дей­ствительности, человек может испытывать особое чувство вос­хищения их красотой. Особенно глубокие переживания человек испытывает при восприятии лучших произведений художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма­тического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство человече­ской деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит так­же в том, что эстетическое отношение проявляется через дру­гие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые челове­ком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобраз­ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. (Рогов)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие воли. Основные направления и пути развития воли. Становление волевых качеств личности | Основные функции эмоций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.