Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аппарата

Понятие и основные признаки органа государственного

Орган государственного аппарата — это формирование или структура, являющаяся составной частью государственного ап­парата. Для него характерны следующие признаки.

1. Каждый орган наделен государственно-властными полно­мочиями по решению отнесенных к его компетенции вопросов, изданию актов, обязательных для исполнения теми, кому они адресованы.

2. Образуется в установленном законом порядке либо путем выборов, как это имеет место в отношении законодательного органа, либо путем назначения, как образуется, например, пра­вительство.

3. Имеет полномочия осуществлять государственные функ­ции. К их числу относится, например, законодательная функ­ция, осуществляемая законодательным органом, судебная функция, осуществляемая судами.

4. Действует в установленном законом порядке. Этот порядок может быть урегулирован очень детально и жестко (например, деятельность суда при рассмотрении и решении дела) либо ме­нее детально (например, деятельность органа социального обес­печения, назначающего пенсию).

5. Является составной частью единой системы органов госу­дарственной власти.

6. Наделен определенной материальной, финансовой базой, имеет счет в банке и является юридическим лицом.

С учетом изложенного, орган государственного аппарата может быть определен как отдельное должностное лицо либо коллектив должностных лиц, наделенных государственно-властными пол­номочиями, имеющими право от имени государства осуществлять его функции и действовать в установленном законом порядке.

Органы государственного аппарата могут быть классифици­рованы по различным основаниям.

По компетенции они делят­ся на органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции рассматривают и решают эко­номические, хозяйственные, организационные, экологические и другие вопросы данного уровня.

Органы специальной компетенции занимаются определен­ным, узким кругом специальных вопросов, например, сельско­хозяйственными, медицинскими, строительными и другими. К органам общей компетенции относится, например, феде­ральное правительство или правительство субъекта федерации, к отраслевым — различные министерства, в субъектах федера­ции — департаменты.

По способу возникновения органы делятся на первичные и производные.

Первичные создаются либо самим народом — избираются (например, парламент), либо возникают в порядке наследова­ния (например, наследственная монархия).

Производные органы создаются первичными. Например, парламент формирует правительство.

По уровню их положения и объему полномочий органы в унитар­ных государствах делятся на центральные и местные, в федера­тивных государствах — на федеральные и субъектов федерации.

По порядку принятия решений органы делятся на коллегиаль­ные и единоличные, по принципу разделения властей — на за­конодательные, исполнительные и судебные.

По срокам полномочий органы бывают постоянные, т. е. их полномочия не ограничены каким-то сроком, несмотря на обновляемость их состава и временные, создающиеся на опреде­ленный период или для решения каких-то конкретных задач. К постоянным могут быть отнесены, например, парламенты, а к временным — создаваемые ими комиссии для подготовки какого-либо законопроекта.

Выделяются еще бессрочные органы, срок действия которых не определен, но они через какое-то неопределенно длительное время могут быть ликвидированы или изменены. Например, какие-то внутренние структурные подразделения (отделы, уп­равления) министерства.

Органы государственного аппарата объединяются в опреде­ленные структурные образования или подсистемы, которые отличаются друг от друга своеобразием функций, полномочий, структурой, сферой деятельности и другими чертами. Так, нап­ример, органы исполнительной власти образуют самостоя­тельную структуру исполнительной власти, которая является подсистемой в единой системе государственного аппарата, су­дебные органы образуют соответственно судебную подсистему. В литературе эти структурные образования нередко называют­ся системами. Так, исполнительные органы называются систе­мой исполнительной власти, судебные органы — системой су­дебной власти.

Подсистемы характеризуются следующими основными чертами:

1. Компетенция входящих в подсистему органов определена по общему для них признаку. Наиболее наглядно это обстоятельство прослеживается в различных ветвях власти. Так, к компетенции органов законодательной власти относится принятие законов, исполнительной — их исполнение, а судеб­ной - осуществление правосудия.

2. Между органами, входящими в одну подсистему существу­ют прямые структурные или функциональные связи.

3. Каждая подсистема имеет обособленную от других подсис­тем внутреннюю организацию, направление и характер дея­тельности.

Следует отметить, что органы, относящиеся к различным ветвям власти, отличаются друг от друга по характеру деятель­ности, отношению друг к другу и иным чертам. Так, например, законодательный орган, являясь коллегиальным, может при­нимать решения только при наличии определенного кворума. Решения принимаются путем голосования, большинством го­лосов. При этом члены парламента — депутаты равноправны. Законодательные органы страны независимы друг от друга ор­ганизационно и финансово. У них нет вертикали подчинения.

Органы исполнительной власти, наоборот, представляют со­бой централизованную систему. Они формируются путем назна­чения. Их деятельность основана на принципе единоначалия.

Органы судебной власти характеризуются судебным соста­вом, имеющим право принимать судебные решения. Судебный состав может быть единоличным, т. е. состоять из одного судьи, и коллегиальным, состоящим из профессионального судьи и двух народных или двенадцати присяжных заседателей, из трех судей, один из которых председательствующий. В Конституци­онном Суде РФ два состава, состоящие из девяти и десяти судей Конституционного Суда. Конституционный Суд может засе­дать и всем составом.

Таковы некоторые наиболее важные характеристики органов государственного аппарата.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система государственного аппарата | Основы теории литогенеза или стадии образования осадочных пород
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.